Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Запрос на модернизацию

Большинство идей доклада ИНСОРа не новы и совпадают с тезисами статьи Медведева «Россия, вперед!»

ИТАР-ТАСС
Долгожданный доклад Института современного развития, считающегося «мозговым центром» президента Дмитрия Медведева, о реформе политической системы России, по сути, является запросом крупного бизнеса на создание модернизационной среды.

65-страничный доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра» Института современного развития подписан не всем ИНСОРом, а только двумя авторами ― главой института Игорем Юргенсом, одной из ключевых фигур умеренно либерального толка в окружении президента, и экономистом Евгением Гонтмахером.

Большинство предложений этого доклада не новы ― они вполне совпадают с тезисом прошлогодней статьи президента «Россия, вперед!» о необходимости перехода страны от «суверенной» демократии к демократии состязательной.

Предлагается вновь сделать парламент «местом для дискуссий», вернуть реальную многопартийность, отделить наконец бюрократию от предпринимательства (провозглашенный на заре президентства Владимира Путина тезис равноудаленности власти и бизнеса обернулся невиданным, тотальным проникновением госчиновников, прежде всего силовиков, в крупнейшие российские бизнес-структуры), реформировать МВД и ФСБ, лишив их некоторых нынешних карательных и рейдерских функций.

Игорь Юргенс, долгие годы работавший в руководстве «профсоюза» крупного бизнеса — Российского союза промышленников и предпринимателей, прекрасно понимает, как важно крупному бизнесу получить в лице государства ответственного и предсказуемого партнера. В предыдущее десятилетие ни чиновники, ни партия власти «Единая Россия» не стали партнерами бизнеса по диалогу о развитии страны. Таким предсказуемым и эффективным партнером государство может быть только в условиях реальной демократии, когда власть представляет конкретные интересы конкретных социальных групп, отвечает перед ними и всем обществом, а не является замкнутой несменяемой кастой.

Между тем провозглашенный президентом и не оспариваемый премьер-министром курс на модернизацию России без активных усилий крупного бизнеса, по крайней мере на старте модернизационного проекта, просто не реализуем. Только крупный бизнес в России (включая чудовищно неэффективные госкорпорации, ставшие квинтэссенцией слияния власти и бизнеса в путинском формате) обладает деньгами, инфраструктурой, производственными мощностями для начала инновационного рывка. Но при этом не обладает самым главным — стимулами к проявлению какой-либо инициативы.

Собственно, элементарная демократия в докладе ИНСОРа и есть та самая модернизационная среда, в которой только и могут реализовать себя настроенные на конструктивный лад и самовыражение российские граждане.

Авторы доклада достаточно адекватно оценивают его лишь как один из экспертных вариантов развития страны и альтернативу так называемой «Стратегии-2020», на обывательском языке ― «плану Путина». Никаких сроков и конкретных шагов по реализации своей программы авторы не предлагают — по сути, это описание наиболее рационального, с их точки зрения, политического устройства России.

Между тем даже до реализации реформы МВД и ФСБ или обеспечения условий для действительно честных многопартийных выборов власть вполне может дать крупному бизнесу однозначный позитивный сигнал. Условно говоря, перейдя в отношениях с крупным капиталом от парадигмы «дела Ходорковского», после которого так называемые ельцинские олигархи стали восприниматься властью как ее политические оппоненты или полные вассалы, к парадигме реального партнерства. В конце концов, экономический кризис дал понять самой власти, что ей неизбежно приходится заниматься экстренным спасением бизнес-империй вроде бы уже давно абсолютно лояльных олигархов, поскольку в противном случае создается угроза кратного роста безработицы и закрытия многих градообразующих предприятий. Политически подчинив и запугав крупный бизнес, власть тем самым фактически сняла с него ответственность за судьбу страны. Поскольку вся бизнес-элита занялась либо обслуживанием корыстных интересов конкретных представителей власти (не забывая, разумеется, о своих), либо попытками угодить власти, чтобы сохранить свои активы. О развитии бизнеса и страны в таких условиях речь не может идти по определению. Торжествует идея самосохранения и выживания в борьбе, навязанной государством.

Что касается государства ― само оно явно не воспользовалось крайне выгодной мировой ценовой конъюнктурой 2000-х годов для преодоления вопиющей инфраструктурной отсталости России. И вообще, решить эту задачу без крупнейших доноров российского бюджета совершенно невозможно: у государства даже при наличии политической воли к модернизации на это просто не будет денег. В таком контексте

предложения ИНСОРа по элементарному приведению российской политической системы к нормам ведущих мировых экономик выглядит как прямой модернизационный запрос.

Крупный бизнес готов вместе с властью преобразовывать Россию, если власть даст ему возможность почувствовать себя равноправным и полноценным участником таких преобразований. А выиграет от этого вся страна.