Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Монументальные разногласия

Дипломатическая риторика на исторические темы направлена на удовлетворение внутрироссийских потребностей

Традиционно истерическая реакция российских официальных лиц на национальные версии истории и снос советских памятников в сопредельных странах только провоцирует тамошних политиков, эксплуатирующих болезненную историческую тему.

История со сносом «Мемориала славы» в Кутаиси наверняка должна была привести Михаила Саакашвили в ярость. Мало того, что банальное решение восстановить разграбленный памятник в другом месте было упаковано в такую форму, которая позволила противникам грузинского президента вскричать о святотатстве, так еще и технический кретинизм привел к гибели людей. Уголовно-административные последствия всего этого в Грузии кажутся даже чрезмерными – увольнение начальников, аресты, срыв зарубежного визита главы государства.

Разумеется, отечественные доброжелатели грузинского режима стараются извлечь из скандала максимальную выгоду.

Министерство иностранных дел России даже повторило в понедельник релиз своего заявления об «акте государственного вандализма, оскорбляющем чувства любого цивилизованного человека», первоначально опубликованного в субботу, на том, видимо, основании, что в выходные оно дошло не до всех.

Российский же посол в НАТО Дмитрий Рогозин сделал вывод, что «в мире формируется нацистский интернационал», и прямо обозвал Саакашвили фашистом.

Надо сказать, что подобного рода реакция, хотя она и может вызывать одобрение дома, где публика имеет право, не стесняясь в выражениях, призывать повесить несимпатичных ей политиков из малых сопредельных стран, никак не пригодна для внешнего употребления. Конечно, странно обнаруживать, что оплачиваемые из российского бюджета дипломаты настолько грубы и невежественны, что наносят прямой ущерб внешнеполитическим интересам России. Надо, однако, признавать очевидное. Ругань, наименование оппонентов нацистами и фашистами и вообще малоприличные жесты со стороны людей, чье следование этикету считается не просто признаком хорошего тона, а тестом на профессиональную пригодность, не только не прибавляют России любви и уважения там, где против нее плетутся интриги, но и попросту подтверждают правоту ее оппонентов.

Нет ничего болезненнее и деликатнее вопроса об исторической памяти. В странах, которым нечем особенно похвастаться в настоящем, особенно популярны всякого рода ревизии прошлого – и на самом деле,

корыстные политики в бывших советских республиках вполне способны нарабатывать на исторической теме символический капитал. Но следует отдавать себе отчет в том, что ожидаемая ими реакция из России этот капитал только увеличивает.

Если представить себе, к примеру, что планировавшийся (разумеется, без эксцессов) перенос кутаисского мемориала был направлен именно на унижение исторической памяти России, то противная сторона получила ровно такой отклик из России, на который и рассчитывала.

В новом тысячелетии подобного рода скандалы стали практически нормой во взаимоотношениях России со странами «ближнего зарубежья». Правда, надо признать, что они носят достаточно избирательный характер – так, ни узбекскому автократу Каримову, ни Туркменбаши Россия особых истерик не закатывала, хотя там и церкви, бывает, сносят. Средоточием зла, разумеется, являются Латвия с маршами ветеранов, воевавших за вермахт, и Западная Украина с ее памятниками Степану Бандере и полемикой вокруг дивизии «Галичина». Но очень похоже, что позиция России в том виде, в котором она формулируется на официальном уровне, только провоцирует политиков в этих странах, эксплуатирующих столь болезненную тему.

Было бы, наверное, правильным (хотя и оскорбительным для сотрудников отечественных внешнеполитических ведомств) считать, что

подобная дипломатическая риторика, прежде всего, направлена на удовлетворение внутрироссийских потребностей.

Причем надо сказать, что иногда эти потребности носят не абстрактный, а вполне приземленный характер. Так, например, защитники мемориального комплекса у Соснового Бора рядом с Петербургом во время скандала вокруг переноса воинского памятника в Таллине сумели использовать протестный пафос и отразили атаку застройщиков, стремившихся занять этот кусочек земли под элитные коттеджи. Теперь они рассчитывают, что волна гнева, адресованная Грузии, косвенно поможет им еще раз. И вправду – если грубые окрики в адрес сопредельных стран хоть чем-то могут помочь российским памятникам великой войны, то черт с ними, с дипломатическими нормами.

Новости и материалы
В Сумах произошел взрыв
Портативную консоль Asus ROG Ally 2024 покажут в июне
Названы лучшие гаджеты Apple по версии пользователей
В Москве задержан устроивший стрельбу на Коровинском шоссе
Российская фигуристка выложила необычное селфи
Недорогой смартфон Google будут обновлять на протяжении семи лет
ХАМАС готов освободить 33 израильских заложника
Бойца ВСУ застрелили сослуживцы за съемку позиций
На Эльбрусе нашли двух потерявшихся туристов
Меган Фокс и Machine Gun Kelly решили вернуть отношения с помощью психолога
В Белгороде отменили ракетную опасность
«Жирона» впервые в истории вышла в Лигу чемпионов
Благодатный огонь доставили в Россию
Лара Крофт в следующей части игры отправится в Индию
Россиянам назвали продукты, снижающие кровяное давление
Биолог Лялина: бананы и другие богатые калием фрукты помогают снизить давление
Врач рассказал, сколько шашлыка можно съедать за раз
Токсиколог Кутушов: разовая порция шашлыка не должна превышать 250 граммов
На Украине назвали условие для ввода иностранных войск в страну
В Белгороде и Белгородском районе запущена сирена ракетной опасности
Все новости