Выступая в Госдуме с квартальным отчетом о работе правительства, первый вице-премьер Игорь Шувалов (пришедший к депутатам вместо премьера Владимира Путина, потому что так распорядилась «Единая Россия», имеющая в Думе абсолютное большинство мест) назвал очень высоким уровень профессионализма чиновников кабинета министров. Он не согласился с мнением одного из депутатов Госдумы, который в ходе заседания нижней палаты парламента обвинил министров в непрофессионализме. «Я поддерживаю отношения со многими членами правительств зарубежных государств, могу вам сказать, что профессиональный уровень российского правительства очень высок – и профессиональный уровень заместителей министров, и начальников департаментов.
В настоящий момент российская бюрократия очень квалифицированна», — заявил Шувалов.
Этим словам первого вице-премьера можно только верить или не верить, но проверить их решительно невозможно. Наш народ в массовом порядке отношения с членами правительств зарубежных стран не поддерживает, а потому и не в состоянии оценить, насколько хороши отечественные чиновники. В странах с цивилизованной политической системой для такой оценки есть проверенный способ. Вот, например, только что в Японии правительство либерал-демократов во главе с Таро Ассо, проработав около года и поняв, что не справляется с управлением, ушло в отставку, а сама партия тут же потерпела сокрушительное поражение на досрочных парламентских выборах, уступив право формировать кабинет другой оппозиции, эти выборы выигравшей. Так население дало оценку ушедшему правительству.
У нас же правительство и чиновничье сословие вообще, включая назначаемых теперь (и еще на 100 лет вперед, если верить заявлению Дмитрия Медведева во время встречи с клубом политологов «Валдай») губернаторов — замкнутая каста неприкасаемых, не подвластных ни обществу, ни партиям.
Поскольку в России нет института партийного правительства, даже «Единая Россия», с ее почти тремя четвертями мест в Госдуме, не имеет никаких мер воздействия на действующий кабинет.
Тем более что премьер-министр Владимир Путин, не вступив в эту партию, является ее лидером. При таком раскладе мест в Думе и роли премьера любой отчет правительства перед парламентом по определению превращается в профанацию. Поскольку премьер полностью контролирует партию, которая полностью контролирует парламент.
Тем более не могут повлиять на судьбу правительственных чиновников, независимо от качества их работы, рядовые избиратели. Они теперь у нас могут избирать только Думу и президента. Но Дума по вышеописанным причинам не участвует в формировании правительства, а президент в условиях тандемократии едва ли решит воспользоваться конституционным правом снять премьер-министра и тем самым автоматически все правительство. Ведь нынешнего президента де-факто избрал нынешний премьер-министр, тем самым фактически гарантировав себе политическую неприкосновенность. Если учесть, что у нынешней российской власти в принципе не принято принимать кадровые решения под воздействием общественного мнения, то
даже самые непопулярные министры, опять же независимо от уровня их профессионализма (он может быть и вполне высоким), будут сидеть на своих местах до тех пор, пока лидеры самой внутривластной корпорации по известным им одним причинам не решат кого-нибудь поменять.
Несомненно, роль правительства в эпоху тандемократии формально изменилась. Президент Путин, при котором правительство было низведено до роли чисто технического кабинета, а все решения принимались кремлевской администрацией и узким кругом приближенных к верховному правителю, теперь сам стал премьер-министром. Статус кабинета в политической системе таким образом, несомненно, вырос, но полная независимость правительства от реальных результатов работы и общественного контроля осталась неизменной.
Между тем именно возможность населения легально и ненасильственно поменять правительство при наличии механизма ответственности кабинета министров перед народом является одной из ключевых черт реально демократической политической системы.
В России же правительство никто не может ни оценить, ни поменять. Оно у нас абсолютно независимо как от качества работы, так и от мнения населения относительно его эффективности.
Так что граждане могут не обольщаться: это не они уволили в свое время очень непопулярного министра Зурабова, чтобы он через некоторое время стал послом России на Украине. И ни одна из политических партий, которые требовали его отставки, не может занести ее себе в актив. Просто руководство госкорпорации « Кремль» решило подыскать непопулярному министру другое место работы. И нашло.
А Игорь Шувалов может от всей души нахваливать качество российской бюрократии: правительство у нас все равно независимое и не подконтрольное. И до тех пор, пока нынешний премьер не сойдет с политической сцены или народ не откажется голосовать за него и любого назначенного им преемника на президентских выборах, ситуация не изменится.