В Приморье – очередной социальный конфликт, как будто бы вызванный экономическим кризисом. Жители Светлогорья, работники поселкообразующего предприятия «Русский вольфрам», доведенные до крайности отсутствием денег, голодают и всем населением собираются митинговать. Предприятие – банкрот. Его собственники скрываются.
Понятно, что в кризисный период такие истории очень хорошо ложатся в общую информационную картину. Однако не стоит считать, что дело только в кризисе. Казус с «Русским вольфрамом», к примеру, возник не из-за краха американской ипотеки, а из-за широко практикуемого рейдерства. И голодовки там бывали еще в те времена, когда партия и правительство рапортовали о том, что Россия – тихая гавань для инвесторов.
Или взять объявленное на днях увольнение почти всех сотрудников «Иж-Авто». И без кризиса завод был неконкурентоспособен. Так же не конкурентоспособен и «АвтоВАЗ», но его менеджеры, в отличие от неудачников из «Иж-Авто», достаточно близки к верхушке страны, чтобы она попыталась решить их текущие проблемы. Однако понятно, что потом эти же самые проблемы придется решать еще не раз и не два. И в конце концов,
если не сбудутся мечты о том, что кризис вдруг быстренько прекратится, средств не хватит даже на то, чтобы решать текущие проблемы особо приближенных предприятий.
Впрочем, и в том маловероятном случае, если эти мечты сбудутся, попытки законсервировать сложившуюся практику все равно ни к чему хорошему не приведут. Потому что правительство в действительности не располагает силами и возможностями для поддержания сложившегося положения вещей. Ведь никто же не мешал его специально делегированным на тот же «АвтоВАЗ» топ-менеджерам – сотрудникам не подчиняющейся общему российскому законодательству корпорации «Ростехнологии», то есть в каком-то смысле комиссарам с чрезвычайными полномочиями, — предпринять решительные действия по санации производства. Не предприняли. Значит, не смогли. Такая немощь назначенных государством менеджеров выглядела бы странно, если бы они рисковали из-за нее потерять в деньгах или влиятельности. Но поскольку они, судя по всему, не рискуют ничем, ее легко объяснить так: а зачем им напрягаться?
В тех же случаях, когда никто не заинтересован в заливании проблем деньгами, сил и возможностей для разрешения даже простых вопросов не хватает. Не по причине какой-нибудь мистической апатии или специальных диверсий, а из-за очень простого факта – тщательно выстроенная система принятия решений делает невозможными любые действия, не поддерживаемые влиятельными лоббистами внутри государственного аппарата. Иначе говоря,
если ни у кого из нужных чиновников не будет корыстного интереса, если никто из них не сможет на вашем деле что-нибудь наварить – пиши пропало.
Это, собственно говоря, и есть итог десятилетия напряженной работы по выстраиванию системы управления, известной как «вертикаль власти». Когда ее начинали, обществу продавали эту идею под тем соусом, что за 90-е годы государственные институты были разрушены, хозяйство разорено компрадорами, и исправить все это можно только жестким централизованным администрированием. К несчастью,
теперь приходится проверять, как же сторонники такого администрирования справились с ими самими возложенной на себя миссией, — не по пресс-конференциям макроэкономистов, а по сводкам из начинающих бунтовать регионов.
И, честное слово, ответственность за проблемы таких предприятий, как «Русский вольфрам», никак не получается списать на глобализацию и жадность американских капиталистов.