Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пролетарская неожиданность

В нашей стране забастовки выглядят как вызов государству.

В России любая забастовка считается провокацией, а не формой естественной борьбы трудящихся за свои права. В отличие от «капиталистической Европы», где подобные акции давно стали нормой жизни государства и общества.

«…28 апреля 14 локомотивных бригад — членов Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников без предварительного уведомления отказались вести электропоезда на ярославском и горьковском направлениях Московской железной дороги, в результате чего был сорван график движения пригородных электропоездов», – этим официальным сообщением своей пресс-службы МЖД подтвердила факт забастовки. Сами работники МЖД с раннего утра понедельника предупреждали своих близких, чтобы те добирались до города не на электричках. Забастовки железнодорожников в России запрещены по закону, что сразу же подчеркнули в руководстве РЖД и МЖД. Председатель профсоюза — организатора однодневной забастовки Сергей Линев уже получил повестку в милицию.

В новейшей истории России пиком забастовочного движения стали знаменитые пикеты шахтеров возле Белого дома в 1998 году. Кроме того, все 90-е то в одном, то в другом регионе вспыхивали локальные стачки под стандартными и общими для всей страны лозунгами: бастующие требовали либо погасить долги по зарплатам (эта проблема была крайне острой до начала 2000-х годов и до сих пор не везде решена полностью), либо повысить жалованье. Но если тогда забастовки еще как-то вписывались в общую канву бурной политической жизни с реальной многопартийностью, перманентной борьбой оппозиционного парламента с президентом, то

в путинскую эпоху «тотальной стабильности» забастовки, с точки зрения власти, выглядят неким нонсенсом.

Не случайно все самые нашумевшие выступления рабочих последних двух лет — на «АвтоВАЗе», заводе «Форд» в городе Всеволожске Ленинградской области или на шахте «Красная Шапочка» в Свердловской области — неизменно подавались работодателями как следствие внешних происков сторонних «независимых профсоюзов», желающих раскачать якобы стабильную и благополучную ситуацию на предприятиях. И неизменно на организаторов забастовок подавали в суд. А власти во всех этих случаях подчеркивали уникальность и единичность ситуации. Действительно,

на фоне фиксирующих максимально низкую гражданскую активность населения социологических опросов и официальной политической картины, где нет места никаким проявлениям социального протеста, забастовки выглядят чуть ли не диверсией против объявленной властью всеобщей благодати.

В советском обществе, где рабочий класс был провозглашен гегемоном, он не мог бастовать и протестовать по определению — как могут бастовать хозяева страны? Похоже, в пору возвращения к советским нормам существования государства и общества, которую мы переживаем, возрождается и советское отношение к забастовкам. С той лишь разницей, что сейчас акции протеста рабочих утаить неизмеримо труднее, чем это было в советские времена, когда достоянием гласности (благодаря «вражеским голосам») становились лишь такие совсем уж масштабные события, как расстрел мирной многотысячной демонстрации против роста цен в Новочеркасске в 1962 году.

В Европе забастовки, в том числе на транспорте, происходят сплошь и рядом — при том что там доходы бастующих и уровень их социальной защищенности намного выше нашего как в абсолютных, так и в относительных величинах. Эти забастовки там тоже мешают жить обывателям и раздражают правительство. Но нигде в этих странах в забастовках не ищут происков внешних сил, хотя легальные оппозиционные политические партии, естественно, пытаются пользоваться выступлениями трудящихся для критики власти.

В нашей стране сами забастовки выглядят как вызов государству. И никакой своей вины в том, что люди вынуждены добиваться улучшения условий труда таким образом, не чувствуют даже сами работодатели, не говоря уже о властях любых уровней.

Хотя, например, то же ОАО РЖД, в которое входит отличившаяся забастовкой машинистов Московская железная дорога, контролируется государством.

Вообще все сообщения о взаимодействии власти с профсоюзами в стране в последние годы у нас сводятся к тому, что фактически поглощенная «Единой Россией» официозная Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), правительство или региональные администрации и представители работодателей (никогда не говорится, какие именно) подписывают очередное трехстороннее соглашение об урегулировании трудовых споров. При этом ФНПР устроена так, что в принципе не спорит с властью. А степень влияния действительно независимых профсоюзов на защиту рабочих в трудовых конфликтах остается для общества тайной — в российском информационном пространстве независимые профсоюзы существуют только в момент, когда им приписывают организацию забастовки.

Понятно, что в таких условиях забастовки в России не воспринимаются властью и работодателями как естественный способ борьбы наемных работников за свои права. А потому каждый раз становятся для тех, против кого направлен протест, диверсией, провокацией, неприятной «пролетарской неожиданностью».

Новости и материалы
В Китае нашли объяснение проводимым в РФ ядерным учениям
Зеленский запланировал посетить мероприятия к годовщине высадки в Нормандии
Россиян предупредили о тюрьме за популярную схему экономии
США будут помогать Украине завоевать Донбасс и Крым
В России хотят ввести еще одно пособие для молодых мам
Российский дипломат заявил, что Украина хочет спровоцировать НАТО на столкновение с РФ
Завершение карьеры: автор хитов Пугачевой может перестать писать музыку
Цена размещения рекламных постов в Telegram выросла
В Израиле показали, как ХАМАС захватил женщин во время атаки 7 октября
Россияне оценили важность высшего образования для построения карьеры
Стало известно, как россияне относятся к отечественным брендам стройматериалов
Стало известно, когда россияне обретают финансовую независимость
Особых условий проведения ЕГЭ в затопленных регионах не будет
Для маткапитала предлагается выделить еще одно направления для использования
В Москве не будут запрещать движение самокатов по тротуарам
Французские военные обучают украинских неонацистов на территории республики
ВСУ лишились истребителя прямо на аэродроме
Блинкен заявил, что США невыгодно признавать Россию спонсором терроризма
Все новости