Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремлевские хедхантеры

После президентских выборов Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину придется делить не только полномочия, но и кадры.

Премьер-министр Виктор Зубков подписал распоряжение о назначении замглавы экспертного управления президента Станислава Воскресенского заместителем министра экономического развития и торговли. Воскресенский, по словам его теперь уже бывшего начальника Аркадия Дворковича, участвовал в подготовке экономической части последних программных выступлений Владимира Путина на заседании Госсовета и Дмитрия Медведева на Красноярском экономическом форуме и в новом качестве будет отвечать за их практическую реализацию.

Это первый официально свершившийся переход чиновника из администрации президента Путина в будущее правительство премьера Путина.

Но назначение г-на Воскресенского интересно не само по себе, а на фоне упорно циркулирующих в СМИ слухов о том, что отставка кабинета Виктора Зубкова произойдет еще до президентских выборов, то есть буквально до конца нынешней недели.

Аналогии между возможной нынешней сменой кабинета и свершившейся за пару недель до президентских выборов 2004 года отставкой правительства Михаила Касьянова, конечно, не очень корректны. Все-таки четыре года назад президент Путин гарантированно оставался на своем посту, а имя нового премьера в отличие от нынешней ситуации было совершенно непредсказуемым.

Теперь президент Путин сам подобрал себе следующего президента и публично согласился стать у него премьер-министром. Таким образом,

впервые в новейшей истории России мы можем столкнуться с ситуацией, когда правительство будет формировать не один человек, а двое — новый президент и новый премьер.

Понятно, что уже сейчас есть персоны и посты, по которым можно будет судить о смысле новой конфигурации власти в стране и о том, кто реально управляет Россией после президентских выборов. Скажем, замена или сохранение постов за нынешними главами ФСБ и Минюста, персональная кадровая судьба таких знаковых фигур путинской администрации, как Игорь Сечин и Владислав Сурков, многое скажут о структуре новой власти.

Не менее важно, сможет ли Владимир Путин, став премьером, оттянуть на правительство принятие важнейших экономических решений — ведь все годы его президентства этим занималась кремлевская администрация. Заберет ли Путин с собой в правительство вышеупомянутых и других знаковых персонажей своей президентской администрации или оставит их в «наследство» Дмитрию Медведеву? Сохранят ли свои посты в новом правительстве нынешние ключевые министры экономического блока — ветеран Кудрин и новичок Набиуллина? Появятся ли новые министерства?

Будет ли Дмитрий Медведев формировать свою президентскую администрацию из новых людей или сохранит костяк путинской?

Наконец, весьма щекотливым является вопрос о силовых ведомствах. Ведь, согласно статье 32 федерального конституционного закона о правительстве РФ, «деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий», направляет президент «своими указами и распоряжениями».

Но главное не в указах и распоряжениях. В России власть слишком персонифицирована. И, у кого будут реальные рычаги управления страной, во многом зависит от рассадки персон по чиновничьим местам, от количества и качества ведомств, контроль над которыми достанется той или иной провластной группировке (нынешние противоборствующие кремлевские кланы ведь никуда не исчезнут сразу после выборов 2 марта).

Владимир Путин строил свою власть на разруливании конфликтов внутри своего окружения. Дмитрий Медведев при всей личной преданности Путину явно представляет одну из кремлевских группировок. И, даже если новый президент и будет подчеркнуто дистанцироваться от них всех, старому и на посту премьера следует сохранить свою роль верховного арбитра.

Кадровый вопрос, во всяком случае в первые месяцы после выборов, будет весьма острым. Путин за все годы его президентства совершил неизмеримо меньше перестановок в федеральных властных структурах, чем Борис Ельцин, прежде всего потому, что у него была очень маленькая кадровая обойма.

Дмитрию Медведеву, чтобы укрепиться во власти, по идее, надо ее расширять, делая ставку на новых и именно своих людей.

При всех публичных речах о полной преемственности курса и единстве взглядов президента и преемника попытка перетянуть на свою сторону ключевые кадры путинской эпохи означала бы неминуемую борьбу Медведева за власть лично с Путиным. А полная лояльность старых кадров Путину, в свою очередь, подчеркнет отсутствие реальной власти у нового президента страны.

Новости и материалы
Полиция ФРГ ликвидировала человека с мачете в библиотеке
Кишечные микробы могут действовать как запасная печень, узнали ученые
Российские космонавты на МКС провели тренировку в скафандрах «Орлан»
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
Все новости