Пенсионный советник

Москва златохордовая

«Газета.Ru» 22.01.2008, 16:36

Колоссальные проблемы столицы в сочетании с самомнением ее хозяина заставляют довольно пессимистично оценивать будущее этого суперадминистративного центра.

Не то что бы Юрий Лужков вообще не понимал, что Москва находится на грани транспортного коллапса, испытывает серьезные социальные проблемы и деформации в потребительской сфере. Напротив,

чуть ли не на каждом заседании правительства города мэр высказывает свежие идеи и жалит острым словом подчиненных.

Во вторник он раскритиковал планы по прокладке очередной радиальной ветки метро — из Люберец в центр — потому что метрополитен и так уже едва справляется с пассажиропотоком. Выход, по мнению мэра, — метро, которое с окраин ведет к другим окраинам, «метрополитен хорд».

В принципе, такая мысль г-на Лужкова неплохо иллюстрирует, пожалуй, главную беду Москвы — административную. Если бы можно было создать не только хордовый метрополитен, но и хордовые финансовые потоки, хордовое распределение компетенций, хордовое администрирование, — неразрешимые на сегодня проблемы мегаполиса можно было бы начать разруливать. Но чтобы горожане начали массово ездить из Люберец в Мытищи, у них должна быть причина. А такой причины, в общем-то, нет. Москва, ненавидимая многими жителями провинций за то, что высасывает соки всей России, и внутри себя самой устроена так же.

Административный центр в пределах Садового кольца для Люберец во многом то же, что и Большая Москва для депрессивных регионов.

Конечно, городская власть не может (хотя и не прочь) влиять на административное устройство России. И, между прочим, слава богу. Потому что ее глава, периодически натыкаясь на реальные проблемы, вроде отсутствия гаражных мест, начинает, как в этот вторник, извергать афоризмы: «Вы расписали все красиво, нежно и мягко, но если так дело пойдет, проблема не решится», — Лужков авторам программы гаражного строительства. Изрекать и требовать действий. А дальше, как писал Вильям Шекспир, тишина. До следующего публичного разноса бюрократам.

И можно сколько угодно менять планы гаражного строительства, но без изменения системы администрирования в Москве сохранятся и пробки, и парковка в два ряда вдоль тротуаров.

Даже введение платы за проезд в центр города может дать только временное облегчение, потому что если нигде, кроме как там, решить ваши проблемы нельзя, вы туда поедете.

Приближение транспортного коллапса, естественно, только наиболее наглядная угроза, нависшая над столицей. Хотя Юрий Лужков может, как недавно, учить украинских хозяйственников тому, как надо развивать магазины «шаговой доступности», а на международной конференции антимонопольных служб рассказывать, что конкуренция и процветание малого и среднего бизнеса есть несомненное завоевание мэрии Москвы. Мы, как говорится, знаем цену этим успехам. Только пальцем в это ткнуть труднее, чем в явно зримые тромбы на трассах.

А власти города эти свои успехи еще и непрерывно развивают, о чем свидетельствует новая инициатива правительства Москвы — изменить Трудовой кодекс РФ с тем, чтобы обязать руководителей оборудовать каждое свое предприятие столовой. Действительно, малый, да и средний, бизнес, могущий себе такое позволить, тем более с учетом арендных ставок в городе, не процветать просто не может. Либо, что называется, процветай, либо прости-прощай.

Не стоит персонифицировать.

Дело не в ярких особенностях Юрия Лужкова — пчеловода и человека. Дело в исчерпанности системы управления в Москве,

которая изначально не была готова к проблемам, возникшим в последние полтора десятилетия, не готова их решить сейчас, а главное, не показывает никаких признаков готовности к изменениям. Разве что, построив хордовый метрополитен, введет регистрацию граждан по административным округам.