Российская государственная машина в принципе не рассчитана на то, чтобы эффективно решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, состояние которого является едва ли не главной угрозой здоровью и жизни миллионов россиян.
Буквально одно за другим произошли два бытовых взрыва газа в жилых домах с летальным исходом: сначала в Казани, потом в Железноводске Ставропольского края. Несколько часов назад газ взорвался в Новокуйбышевске Самарской области. Уже на этапе спасательных работ оперативно-следственные группы проводили расследование на местах, местные прокуроры возбуждали уголовные дела. А Генеральная прокуратура РФ поручила прокурорам проверить исполнение законодательства при эксплуатации газового оборудования.
«В целях обеспечения безопасности населения и в связи с участившимися в последнее время авариями газового оборудования в жилых домах, в том числе повлекшими человеческие жертвы, Генеральной прокуратурой РФ поручено прокурорам субъектов Российской Федерации организовать проверку исполнения требований законодательства при эксплуатации газового оборудования в жилых домах и других помещениях», — говорится в сообщении, размещенном на сайте Генпрокуратуры. «В ходе проверки прокурорам предложено обратить особое внимание на деятельность организаций, отвечающих за техническое состояние газовых сетей, своевременность проведения ими ремонтных работ и замены неисправного оборудования. При этом им следует привлечь к проверке органы технического надзора». Прокуроры также намерены проверить целевое использование финансовых средств, в том числе выделенных из бюджетов всех уровней на развитие объектов газового хозяйства.
На самом деле аварии газового оборудования в жилых домах «в последнее время» вовсе не участились — они, равно как и прочие аварии, происходят постоянно и главной их причиной является предельная изношенность жилого фонда по всей России.
Подобные проверки, равно как и проверки состояния противопожарной безопасности школ или домов престарелых после очередных пожаров тоже проводятся постоянно. Только об их результатах никто, кроме, возможно, самих проверяющих, ничего не знает. О том, как государство реально, а не дежурными заявлениями о проверках, реагирует на подобные ситуации, говорит хотя бы такой факт. В марте 2007 года в станице Камышеватская при пожаре в доме престарелых погибли 63 человека. Вскоре стало известно, что одной из главных причин такого количества жертв стало расформирование в станице пожарной части — ее просто не на что было содержать.
Почти сразу же на краевом уровне было решено восстановить в станице пожарную часть. Прошел почти год — пожарной части в станице нет.
Магистральные теплотрассы в России практически не обновлялись со времен правления Никиты Хрущева. После блэкаута в Москве население узнало о существовании подстанции «Чагино», оборудованной по последнему слову техники не то 1959-го, не то 1961 года. Ветхие дома с прогнившими коммуникациями в некоторых российских регионах, на том же Дальнем Востоке, например, составляют до 80% всего жилого фонда. Как же реагирует государство на эти системные проблемы? Еще в 1996 году правительство Виктора Черномырдина утвердила программу постепенного доведения коммунальных платежей населения до 100% себестоимости коммунальных услуг. И до сих пор нет внятных критериев определения этой самой себестоимости.
Сейчас новым заходом на реформу ЖКХ стало создание в этой сфере госкорпорации — пылесоса по всасыванию государственных средств без прозрачной системы контроля.
При этом все последние годы центр перераспределял бюджетные доходы в свою пользу, уменьшая и без того небольшие финансовые возможности муниципалитетов содержать в порядке коммунальное хозяйство.
А отказ от выборов губернаторов автоматически снял и с них ответственность за состояние коммунального хозяйства — им теперь важна исключительно поддержка людей в администрации президента.
А этих людей взрывы бытового газа в домах 1960 года постройки (как в Казани) заботят совсем не в первую очередь.
Состояние ЖКХ – одна из наиболее острых системных проблем сегодня, и решить ее должно именно государство, разумеется, вместе с частным капиталом, который еще нужно привлечь в этот крайне запущенный сектор экономики. В сложившейся практике по части «освоения средств» коммунальное хозяйство — сфера достаточно перспективная, и в этом смысле без активной деятельности прокуратуры и правоохранительных органов в сфере ЖКХ точно не обойтись. Но для всей проблемы только этого будет очевидно недостаточно.
Проверять состояние эффективности использования газового оборудования в жилых домах после очередных взрывов или противопожарной безопасности в школах после очередных пожаров – мера необходимая. Но совершенно недостаточная. Это состояние и эту безопасность нужно планомерно улучшать: в каждом доме и в каждом здании. А также в квартале, районе и так далее.
Тут нужна система не только финансирования, но и система ответственности и контроля, в том числе и контроля гласного. Как она сегодня работает в этой сфере, знает каждый, кто имел счастье обращаться за чем-либо в РЭУ или ДЭЗ.
Эта проблема, вообще-то, важная составляющая государственной политики, которой российская государственная машина практически не занимается — поскольку ни личного дохода, ни политического капитала чиновникам такая работа не приносит. А от реальной работы для граждан суверенная демократия чиновников, похоже, отучила.