Никаких доказательств заведомости результата чемпионского для петербургского «Зенита» матча в Раменском нет. Есть некоторые смущающие детали вроде удивительной прозорливости руководства РФС, благодаря которому чемпионский трофей оказался в Раменском еще до финального свистка. Или неожиданной игры со зрителями в мячик, затеянной известным своим экстравагантным поведением и независимостью защитником «Сатурна» Вадимом Евсеевым во время вброса аута, когда его команда проигрывала. Или заранее назначенные в Петербурге на 9 вечера торжества по случаю победы «Зенита» в чемпионате с участием губернатора Валентины Матвиенко. Но это все не более чем субъективные ощущения.
Фактом является только то, что все без исключения матчи последнего тура чемпионата России закончились так, как однозначно предсказывали все футбольные болельщики: все, кому нужно, победили, все, кому не нужно, проиграли.
Мы не ставим под сомнение значимость и честность чемпионства команды из города президента России в первенстве страны в последний год законного президентства Владимира Путина. И речь, по большому счету, не о футболе.
Так получается, что предсказуемость и предрешенность, которая сопровождала последние туры национального футбольного состязания, стала вообще системной чертой российской жизни.
И распространяется она даже на те сферы, где такой предсказуемости и предрешенности не должно быть по определению. В частности — на выборы парламента или утверждение губернаторов. Ладно, еще можно понять, почему торжества по случаю победы «Зенита» в чемпионате России готовились заранее: отменить легче, чем готовить с «колес». Но ведь сплошь и рядом в российских регионах заранее готовятся церемонии инаугурации предлагаемых президентом губернаторов и банкеты по этому случаю. Никому и в голову не приходит, что у регионального парламента есть вполне законное право отклонить предложенную президентом кандидатуру. Такой формальной процедурой утверждения камуфлируется простое назначение президентом глав регионов.
Не удивительно, что в этом процессе все предрешено.
Примерно так же предсказуемо выглядит расклад перед парламентскими выборами 2 декабря, которые «Единая Россия» выиграет.
Хотя в политике, как и в футболе, чемпион не может быть известен заранее и у всех изначально должно быть равные стартовые условия, чего в политическом процессе уж точно нет.
В результате в российской запрограммированной политической жизни вдоволь закулисного интриганства, но нет интриги.
В футбольном чемпионате, где команды играют по 30 матчей, без определенного уровня мастерства и полной отдачи с любым бюджетом и административным ресурсом все-таки не победишь. А в чемпионате политическом — можно и без мастерства.
Главным негативным последствием такой предрешенности, которой в современной России принято маркировать стабильность, является полная непредсказуемость ситуации в случае системного сбоя. А системный сбой как раз гарантирован.
Ведь сейчас вся так называемая стабильность замыкается на фигуре одного человека, который по действующей Конституции обязан вот-вот уходить в отставку. То есть систему все равно предстоит менять — хотя бы под «национального лидера» или «пожизненного президента», не говоря уже о новом главе государства.
У выстроенной сегодня управляемой демократии есть еще одна оборотная сторона — абсолютная апатия населения. К футболу, которым все равно нельзя управлять так, как выборами, интерес болельщиков не пройдет. А вот интерес «болельщиков» к политике неуклонно падает. В этом не было бы ничего страшного (в конце концов, сильная политизированность масс тоже часто является угрозой реальной стабильности), если бы речь не шла о фактическом устранении большинства людей от участия в жизни страны. Именно в такой политической системе координат существовал Советский Союз, где молчаливое большинство просто ушло от государственной власти в частную жизнь, лишив эту власть всякой реальной опоры. Недаром сегодня все усилия руководителей на местах направлены на обеспечение высокой явки, в том числе и вполне экзотическими методами. Это не только покажет лояльность руководителя кому надо, но и не даст породить сомнений в легитимности всего происходящего, в том числе и из-за неприлично низкой (хотя закон это и допускает) явки.
Так что предсказуемость и управляемость — хорошие и даже обязательные качества при решении конкретных прикладных задач — не совсем хороши, особенно в перспективе, там, где должен царить дух честной борьбы, конкуренции и состязательности. Разумеется, честной борьбы, конкуренции и состязательности по понятным и одинаковым для всех участников правилам. Чего явно не хватает сегодняшней России и действительно является одной из проблем, мешающих ее развитию.