Кто станет новым лидером Франции

Невыборная стратегия

«Газета.Ru» 13.03.2006, 15:40

Бюрократическая вертикаль выстроена теперь и на уровне региональных парламентов. Сам принцип представительности власти можно считать окончательно сданным в архив.

Становится все очевиднее, что утверждения о том, что нынешняя администрация не готова до конца проводить системные реформы, не совсем справедливы. Во всяком случае, одна реформа может считаться практически завершенной. В России закончен период выборного политического представительства и, соответственно, формирования власти на основе свободного волеизъявления избирателей. Это, собственно, не такая большая новость, но в процессе реализации так называемых усовершенствований избирательной системы удивительным образом она получает очередное подтверждение.

В воскресенье в восьми регионах России проходили выборы в местные законодательные собрания по новому, так называемому одновременному, или единовременному, принципу — то есть разные выборы проводятся в один утвержденный день. Ничего против этого принципа сказать, видимо, нельзя, но проблема совсем в другом. На самом деле их можно было бы назвать не единовременными, а «единороссийскими» — по очевидности их результатов до начала голосования. Видимо, представительная политическая система на сегодня разрушена до такого состояния, что ни новые правила проведения выборов, ни их результаты — в скольких еще регионах прибавится доминанта ЕР или не прибавится — никакого значения в общем не имеют. Это касается и федерального центра, и регионов примерно в равной степени. Ведь победа ЕР никак не означает политических предпочтений электората данного региона, а отражает степень распространения на регионы федеральной модели построения представительной власти по административному принципу — неважно, как это происходит на техническом уровне. Поэтому сегодня любой человек из ЕР представляет не политические взгляды, а проводит определенную, утвержденную в администрации президента систему оценок и действий. При этом членство в ЕР одновременно подтверждает принадлежность к номенклатуре определенного уровня. Но это только половина проблемы. Другая состоит в том, что сегодня и другие партии, формально состязающиеся на выборах, практически полностью подконтрольны Кремлю: вот тут партия «Родина», к идеям и лозунгам которой, заметим, трудно относится с симпатией, немного позволила себе вольностей, и ее начали снимать с выборов с такой регулярностью и последовательностью, с какой недавно запрещали концерты группы «Ленинград», — быстро и без обсуждений. Во всяком случае, для остальных представленных в федеральном и местных парламентах сигнал был дан ясный и, очевидно, правильно понятый. В результате приближение или неприближение других партий к результатам ЕР на местных выборах тоже, в сущности, никакого особого значения не имеет.

Сегодня система власти формируется в реальности не на представительном принципе, а на принципе бюрократической вертикали.

И это обстоятельство делает малоосмысленным проводимую ЦИКом работу по усовершенствованию системы выборов. Возможно, что правильнее их проводить именно единовременно, возможно, что их надо проводить в несколько дат — здесь как раз у специалистов могут быть резонные технические соображения, которые, тем не менее, не отменяют главного.

Мы уже не выбираем, мы, в сущности, опять голосуем.


Распределение мест по результатам голосования не дает главного — возможности проголосовав за кого-то и, обеспечив этому кому-то победу, добиться получения этим объектом реальной и независимой власти для реализации представленной избирателю предвыборной программы.

Видимо, понимание этого обстоятельства и освобождает всепобеждающую партию власти от необходимости представлять таковую избирателю.
Так же как нет никакого смысла исполнять в полном объеме предвыборные обещания. Борьба за голоса избирателей окончена. Теперь партия власти может только даровать гражданам некие блага. А отчитываться «единороссам» надо будет не перед избирателями, а перед кураторами, в том числе и за предвыборные обещания, данные на момент выдвижения кандидатами в депутаты. И в целом единственным отличием нынешних выборов от советских станет только то, что в былые времена на участках продавали дефицитные товары и продукты. Сейчас это немного бессмысленно. Однако вполне можно отменить старое, еще 10-летней давности ограничение на предвыборную раздачу т. н. гуманитарки и алкоголя. Тогда это было обусловлено борьбой с «грязными» избирательными технологиями. Но сегодня, поскольку выборы стали формальным действом, раздачу добра на участках можно и восстановить. Хуже не будет.