Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

В ожидании великого фильма

12.05.2011, 20:02

Игорь Свинаренко о своеобразии нового кино Никиты Михалкова

Я человек далекий от кино и потому с интересом — поскольку в первый раз — изучил черновой материал для клипа, случайно попавший мне в руки. Качество не очень — во всех смыслах; ни начала, ни конца — тоже во всех смыслах. Очень длинно, путано, актеры играют плохо, просто все до одного, говорят деревянными голосами, действуют ходульно. Поступки персонажей немотивированны и не связаны вообще друг с другом. Ситуации нереальны — так не бывает.

Жанр будущего клипа тоже мне непонятен: то ли капустник, то ли семейное видео с переодеванием, то ли пародия на кино о войне — а скорей всего, как это модно сейчас на Западе, экранизация комикса. То есть это современно. А что играют плохо и смысла не видно, так это еще современней: люди привыкли к сериалам, которые снимаются левой ногой без репетиций и пауз, без дублей, да никто и не придирается к тому же. Пипл хавает.

Сюжетные линии тоже очень актуальны, сериальны, то есть перспективны в коммерческом плане. Там огромное внимание уделено вопросам межполовых отношений. Кто с кем спал, причем уточняется — по согласию или без. Кто от кого родил — причем это всегда интрига. Очень важна национальность отца, важно и то, кто из мужиков с дамой жил раньше и в каком порядке. Есть также и некоторая водевильность, она же кавээнность и камедиклабность, когда напряжение нагнетается, ситуация доводится до абсурда, когда центральный персонаж не знает того, что знают уже все, и он до последней секунды не осознает себя рогоносцем — ну вы знаете эти расхожие сюжеты.

Ну и, конечно, разборки, драки, смертельный риск, падение и обратное возвышение героев, неожиданные встречи и еще много случаев, когда персонажи считают друг друга погибшими, а потом оказывается, что все живы. Или еще, как в индийском кино: отец при встрече не узнает дочь, которую до этого не видел много лет. Ну и еще из той же колоды: немые начинают говорить, слепые прозревают... то есть тут наоборот: зрячие слепнут — точнее, они были мнимые слепые и реально ослепли.

Ну и прочих чудес было немало. Чудесное везение, спасение пропащих, подарки судьбы, иной раз и дорогие. Темные силы нас злобно гнетут, главный персонаж встречается чуть не с сатаной, и сатана несет какую-то чушь про человеческие жертвоприношения в количестве 15 000 человек. Персонаж слушает и верит в эту ерунду — ну жанр требует. Только я не знаком с оригиналом, да это и не удивительно: в комиксах я не спец совершенно. Есть нечисть и поменьше калибром — вампиры, пусть даже это карликовые вампиры, нановампиры (нано сейчас актуально), в смысле, комары, пьют кровь из русских людей. Пауки там есть, которые решают исход сражений. Есть и магические мыши, которые тыщами убивают людей одним движением хвоста. Короче, чертовщины хватает.

Ну и, чтоб еще больше актуализировать продукт, авторы придумали сделать его похожим на телешоу, до которых так охочи простецкие наши зрители: все орут так, что оглохнуть можно, перебивают друг друга со зверским выражением лица. Много грязи, краски, сажи, кетчупа на лицах — так страшнее и немного похоже на настоящую кровь и копоть. Грязи много и на дорогах, хрен проедешь — ну так Россия же!

Еще там самолеты летают и бесконечно и тупо бомбят кого-то, их странная активность напомнила мне даже прошлогоднее кино Никиты Михалкова про войну, я подсознательно ждал, что немецкий пилот начнет с высоты испражняться на православных, — но конечно, такой цитаты нам не досталось.

Есть удачные цитаты из популярных западных ужастиков, а это всегда в кассу: персонаж может железными когтями, типа как у Фредди Крюгера, просто перерезать глотку злодею — что он и делает.

Видимо, авторы хотели раскрыть тему сатанизма. Главный персонаж — это такая смесь именно что сатаниста (убивает батюшек, чуть не ритуально), чекиста (применяет отравляющие вещества против своих, как на «Норд-осте») и Басаева (мочит русских офицеров, безоружных, топя их на баржах.) Этого не показано, хотя это были бы самые интересные и выигрышные кадры. Представьте себе: вот юный боец бежит за батюшкой с саблей, и офицеры проклинают его с барж, и крестьяне, которые синеют от убийственного газа, и трупы их распухают — ну, наверно, это потом доснимут, я ж говорю, материал рабочий, черновой. И концовочка еще, наверно, будет про то, как этого маньяка и сатаниста пронзают осиновым колом, — что ж это за фашист такой, жутче бен Ладена, не к ночи будь сказано. И еще он детей очень любит, сентиментален, как комендант концлагеря.

В главной роли, чуть не забыл, снялся сам великий Никита Михалков. Стало быть, он имеет какое-то отношение к ленте; может, это его студенты сняли курсовую, он им дал каждому снять короткий кусок, а потом наметал все суровой ниткой — все лучше, чем коротенькие этюды. Снимаю шляпу — вот, человек воспитывает молодое поколение. Как учебный материал, заготовка для чего-то, эта лента очень неплоха. Причем сделано на коленке, дешево и сердито, и это похвально — экономия же средств. Ну а на что там тратиться? Ну дача, старички со старушками в креслах корчат рожи, ну драка, ну простенький секс в баньке, без раздевания, то есть никаких трат даже на белье и эпиляцию, ну пара танков проехала, сарай-другой спалили-взорвали, ну там униформа порасходовалась в каких-то масштабах — так ее вот этой, образца 1943 года, столько было пошито, что и за 50 лет не сносить. Я в такой точно ходил в военных лагерях летом 79-го…

И еще насчет Никиты Михалкова. Я где-то слышал, что он снимает великий фильм о великой войне. Об этом писали, обещали, что это будет очень круто и невероятно высокохудожественно. Я, как поклонник таланта Никиты Сергеича, жду с трепетом, когда ж выйдет на экраны новый шедевр мастера. Если он в молодости делал мощные картины и брал «Оскары», то какой же сейчас будет триумф? Какое полотно будет создано зрелой рукой помудревшего гения?

Даже страшно себе представить.