Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

ТВ будущего на кухне

20.02.2009, 11:39

При легком усилии, приложенном к ТВ, оно таки становится сносным. Несмотря на утверждение коллеги Сергея Доренко насчет того, что ТВ придумано для развлечения немолодых некрасивых домохозяек, все-таки ящик притягивает и другие категории населения.

Усилие я предпринял небольшое (потом скажу, какое) и в итоге устроил себе на дому телевидение будущего, о котором нам было известно главным образом то, что его зритель — или же пользователь — сможет лично составлять сетку вещания, выбирая сумму сюжетов из сотен и даже тысяч возможных.

Теперь я смотрю только интересующие меня передачи, причем в удобное лично мне время. И меня куда меньше беспокоит телереклама, которая только недавно, казалось мне, была слишком назойлива, и ужасна, и беспардонна, и однообразна. Я вообще не понимаю, зачем рекламодатели идут на ТВ. Неужели им непонятно, что это некрасиво — приставать к людям бесцеремонно, как старик Паниковский: «Дай мильон, дай мильон»? Что зритель убегает в сортир, чтоб сделать рекламную паузу осмысленной и полезной? А руководитель канала нешто не понимает, что любитель ТВ в эту самую паузу начинает щелкать кнопками и уходит куда-то в сторону, и далеко не всегда он возвращается от конкурентов туда, откуда спрыгнул? Всякому ясно, что куда лучше реклама смотрится на страницах журнала! Бумажного причем. Ее ведь там можно пролистывать, а можно и всматриваться в нее и к ней возвращаться, перечитывая какой-нибудь бессмертный материал. Она не душит тебя на бумажной странице, она тонка и интеллигентна, как тургеневская девушка… Которая, стоит ей ступить на территорию ТВ, тут же становится кошелкой из «Дома-2». Почему-то. Это как если бы Золушка превращалась в тыкву…

К лучшему изменились и политические новости.

Вместо говорящих голов нашего двуглавого орла оно превратилось в подборку видеоклипов о жизни людей. Вместо того чтоб наблюдать за тем, как высокие начальники читают по бумажке — уже не в моде парни типа Кастро, которые часами заводили бы аудиторию своими импровизациями, я смотрю бодрые репортажи про то, как московский ОМОН где-то на Тихом океане свой заканчивает поход, походя лупцуя дубинками соотечественников из многомиллионного клуба любителей японского секонд-хенда. Я также смотрю сюжет про иномарки, на которых ездят в Кремль и на Старую площадь люди, вот только что отправившие ОМОН на штурм Владивостока, этого нашего Сан-Франциско для бедных.

Я, засев на кухне перекусить, смотрю роскошные сюжеты — да хоть про Демидовых и их постройки в городе Флоренция. Или же про главного спонсора строительства Музея изящных искусств им. Пушкина — про человека по фамилии Нечаев-Мальцов. Когда встал вопрос о материале для знаменитых музейных колонн — их прекрасно видно сегодня всякому, кто проезжает по Волхонке, то профессор Цветаев уж согласен был и на оштукатуренный бедный вариант, но наш меценат настоял на белом мраморе. И оплатил его поиск на Урале, и нашел, и построил железную дорогу до карьера… Хотя мог бы отделаться парой золоченых яиц, как некоторые. Какие были люди!

Как-то сразу исчезли сюжеты про экономику, в которых сообщается о крушении банков и ураганах в США и больше нигде. Я вместо этого смотрю сюжеты про, допустим, нашего героического летчика Девятаева, который сбежал из немецкого плена на самолете, прихватив с собой группу товарищей. Правда, меня смущает тот факт, что Девятаев после за этот побег отсидел еще и в советском лагере, но даже не это меня волнует, а то, что не преданы гласности имена негодяев, которые отправили героя на нары! Ну да ладно, это другой сюжет…
Хороша также и боярыня Морозова, которая принципиально не стала креститься в прямом эфире тремя перстами и не пошла на поклон к тогдашнему Суркову. Предпочла, вы не поверите, остаться при своих интеллигентских идеалах.

А фильмы, фильмы какие прекрасные стали идти по моему ТВ! Классика! Роскошь! Уровня не ниже Тарковского! И про то, как он снимал свою, к примеру, «Ностальгию». А вместо жвачки про ерунду я смотрю теперь короткие, но емкие сюжеты про разных людей от Франклина до Магеллана. Не забыть бы и про спектакли лучших театров, которых, кстати, как выяснилось полно… и про разное другое, всего и не перечислишь. В общем, от многих вещей, которые меня злили, я избавился и заметно себя развлек и развеселил, купив несложный бытовой прибор под названием «видеорекордер» — не скажу, какой марки. (Скажу только, что слишком крутую брать не надо, она может не в состоянии оказаться прочесть купленные по случаю диски.) Вот теперь я по таймеру записываю разные передачи и после решительно их смотрю. Когда мне надо. Видите, как это все просто! Проблема одна — иногда я что-то пропускаю. Например, по той причине, что иногда в одно и то же время идут две передачи! Казалось бы, чего проще — надо попросить запись у кого-то из товарищей. Всего-то делов. Но самое смешное, что из знакомых мне людей никто не занимается такой селекцией, никто не пытается на дому вывести из дикого телемонстра цивилизованное, воспитанное животное. Хотя это так просто. И так недорого. Замечательное ТВ будущего уже рядом, оно совсем близко, и технически оно достижимо и осуществимо. Но отчего-то мы не кидаемся к нему сломя голову! Отчего? Мы ленивы и нелюбопытны — и что, вот до такой степени? Поскольку передовые технологии будущего нам не интересны, то совершенно закономерно и неизбежно мы подпадаем под воздействие старых технологий. И именно тех самых, какие были в ходу 60 лет назад. Одна передача, записанная мною на чудо-прибор (ну кто ж станет смотреть в три часа ночи сюжет, перебиваемый к тому же рекламой, которую в прямом эфире, увы, невозможно пока перемотать на скорости, ну вот нету еще таких технологий), была про немецко-фашистское ТВ. До чего ж оно похоже на наше! Как ловко тогда все придумал и продумал Геббельс — коллега наших медийных начальников! Как красиво он засирал мозги пролетариям и их женам, показывая в прямом эфире что-то типа нашего «Дома-2»! А как он додумался кулинарными передачами отвлекать население от мрачных мыслей о близком возможном крахе! Гениальна мысль партайгеноссе Геббельса насчет того, что радио похуже, потому что к мысли каждый сам дорисует себе воображаемую картинку, сколь угодно крамольную, и потому картинку надо людям давать правильную, то есть одобренную партией и правительством. И вызывающую оптимистические мысли.
Все мы знаем, правда, что, несмотря на свое умение убедить людей в чем угодно, несмотря на харизму и дар убеждения, Геббельс таки плохо кончил. Ну и что с того? (Хотя туда ему, конечно, и дорога, как вы понимаете.) Главное — дело его живет. По крайней мере в нашем телеэфире. А вдруг это не так плохо? А что если наши начальники умней, чем мы думаем? Вдруг людям действительно не нужна и даже вредна правдивая картинка? Может, нам полезней нас возвышающий обман? А что если именно этот казенный дубовый оптимизм, которым Геббельс закормил немцев, помог им выстоять в трудные времена? И построить новую богатую и крепкую Германию? Вот партия учила немцев, что они достойны лучшей жизни и будут жить лучше славян, — ну вот они так и живут, точь-в-точь… Может, это позитив — когда работает механизм Геббельса, из которого выкинута нацистская составляющая? (Немецкая техника — это вам не китайские кроссовки.) По той же схеме, ну или по похожей, мы не отказываемся от автомобиля Volkswagen только потому, что он придуман фюрером…
Где теперь тот фюрер? А по выстроенным им дорогам все едут и едут люди. Может, по похожей схеме и наше теленачальство, и наши идеологи удалятся на покой на свалку истории, а телезритель стряхнет с себя тяжкий наркотический сон, навеянный бесстыжими красавцами- телеведущими, и, весь из себя отдохнувший, пойдет на какую-то полезную работу и сделает ее восстановившимся во сне мозгом? Пропаганда — это все-таки страшное и непонятное оружие, и, как оно действует на людей, поди угадай. Тайна сия велика есть.
Темна, как говорится, вода в облацех.