Смешно: написал я заметку, а рецензией на нее стал целый кинофильм. А именно «Адмирал». Который случайно попал мне в руки.
Заметка была про книгу «Кирза», а кино приблизительно на ту же тему, но только шире: не столько даже про то, как звереют солдаты и матросы, выйдя из-под офицерского контроля и за рамки уставов, не говоря уж про уголовный кодекс, но про непримиримую борьбу сословий и общественных слоев, которая далеко еще не окончена. Мне нравится мое сравнение: православные красноармейцы убили больше русских офицеров, чем все чеченские боевики вместе взятые.
(Если можно, прошу избавить меня от обсуждения художественных достоинств фильма. Хотя, конечно, забавно, когда симпатичный еврейский юноша и крестьянская девушка — кровь с молоком — изображают русских дворян, — по этой логике в американском кино про XIX век нам показывают негров-офицеров, ну, из политкорректности. Впрочем, еще веселей смотреть на Безрукова-Есенина в роли Каппеля, это прекрасная клюква, она хороша тем, что в ней много витаминов, а сейчас как раз такой мрачный сезон).
Да. Стало быть, белые, которые в кино сплошь офицеры, эпизоды не в счет, – прекрасные люди, воевали за правду, но почему-то в тылу у них восстания красных, и на чьей стороне победа, мы вроде в курсе.
А с рядовыми белыми – беда, их не показывают в кино. Не знают, как это сделать. Я, кстати, сам не знаю. Это очень забавная и глубокая проблема!
С одной стороны, победили красные. Но с другой стороны, белые довольно долго продержались, за них воевали десятки миллионов рядовых солдат! Их в процентном отношении было куда больше, чем сторонников СПС и «Яблока» вместе взятых!
Они были!
Но потом все смешалось в доме Облонских. (После того как лучших людей убили, изгнали и посадили надолго – в любом случае потомство, которое после них осталось в России, было, увы, малочисленным. Экзотическая, экстремальная селекция! Так в Спарте выкидывали в пропасть разных недоношенных, из которых вышли бы, может, замечательные философы). «Благородные» были перемешаны с кухаркиными детьми. И стали самым низким слоем пирога. Я, размышляя над этим, расспрашивал белых (тут про цвет кожи) в Африке, особенно в ЮАР – вот как это все у них и почему апартеид и сегрегация в недалеком прошлом?
Они рассказывали, что пытались поднять черных, научить их каким-то правилам белого общежития, ну, к примеру, не срать в подъездах (социальных домов с бесплатными квартирами). А потом тех черных, которые научились соблюдать минимальные приличия, принимать в белую компанию.
— А если перемешать? – спрашивал я простодушно.
— Белых-то мало, они не пересилят и сами у черных научатся всяким гадостям, — объясняли мне.
Но конечно, я и сам знал ответ, я уж видел наши русские подъезды. (Вместо «русские» я чуть было не написал «русскоязычные», но тут это было бы не совсем точно по смыслу.)
Ну вот у нас все перемешалось, и случилось то, чего боялись африканские белые расисты. Офицеры, которые некогда в белых перчатках танцевали на балах и целовали дамам ручки («Адмирал»), упали до уровня нормальных рабоче-крестьянских ребят. Учителя и врачи были поставлены на социальной лестнице ниже трактористов.
Ну короче, у нас было устроено реалити-шоу: а вот что будет, если дети-двоечники убьют воспитателей и установят свои порядки? Шоу, кстати, многим понравилось и до сих пор нравится. Иные даже требуют продолжения…
Ну так что, всех в армию? В такую, где офицеры делают вид, что ничего не знают про жизнь казармы, в которой насильно загнанные за ограду молодые люди развлекаются как могут, убивая время и иногда сослуживцев? «Кирза» против «Адмирала»… Те же революционные, то есть беззаконные солдаты строят свое маленькое царское хамство — в пределах части.
Или шире.
Вот нами командуют сейчас офицеры. А мы живем как бы в казарме. И вот мы услышали с высокой трибуны про дедовщину в широком смысле слова – что вот есть бюрократы (деды), которые живут не по уставу (в смысле закону) и, грубо говоря, кошмарят бизнес. Ну и интересно, как же навести порядок? Что они там об этом думают? Любопытно вообще, с кем себя ассоциируют кремлевские? Наши офицеры? С мужем колчаковской подружки, офицером, который стал комиссаром, то есть как бы служит народу, большинству, и скрывает свои мысли? А потом все же уходит к белым? С ревкомовцем, который перед тем, как расстрелять адмирала и утопить его в проруби, ухмыляется и шутит над его личной жизнью? А может, с самим Колчаком – все ж таки позитивный герой? К последней мысли меня склоняет тот факт, что к фильму причастен 1-й канал, который все же неплохо разбирается в вопросах пропаганды и идейной поддержки существующей власти, какая б она ни была…
А может, все проще? И фильм снят по спецзаказу именно ради титров, тех, где объясняется, что гражданская жена адмирала после отсидела 37 лет в лагерях? Можно себе представить, что с ней там вытворяли борцы за народное счастье, за равенство, братство, свободу и справедливость. Описать это, так «Кирза» покажется «Мурзилкой». И тут, конечно, сразу меркнут страдания Бахминой с ее 8 что ли годами… У которой после отсидки будет очень благородное лицо на зависть не то что кухаркам, но и кинозвездам (см. концовку «Адмирала»).
И становится приятно, что мы живем в вегетарианские времена.
Типа спасибо партии за это.