Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Оптический обман

23.09.2009, 10:07

Модернизация будет блефом, пока не начнет меняться застывшая политическая система

Искусственное смещение политической повестки дня – вещь довольно распространенная в современном информационном обществе, в котором политикой в конечном итоге становится только то, что существует в медийном пространстве. У нас, где электронные СМИ давно превратились в рассказчиков от имени властных институций, а комментарии в массе своей представляют иллюстрированные в соответствии с текущими задачами этих институций пропагандистские установки, тем более. Вот и недавно мы стали свидетелями еще одного такого, значительного по масштабам смещения.

Казалось бы, во время кризиса, перспективы которого (по крайней мере, для банков и для реального сектора отечественной экономики с продолжающей расти там безработицей) все еще остаются неясными, не может быть более важной темы, чем обсуждение антикризисной политики правительства. Между тем,

в течение прошедшей декады российские и зарубежные СМИ, очевидно, попав под обаяние Дмитрия Медведева и Владимира Путина, сделавших немало публичных заявлений на разные аудитории, все свои усилия сосредоточили на выяснении вопроса о том, кто же все-таки будет баллотироваться на пост главы государства в 2012 году.

И как при этом поделят между собой роли нынешние президент и премьер. Попутно, стремясь извлечь из «подстрочника» истинный смысл заявлений «дуумвиров», медиа в который уже раз, попытались найти весомые доказательства растущих противоречий внутри властного тандема, свидетельств того, что президент, косвенно обозначая критику премьера, «выходит из его тени». Но, как показали дальнейшие события, все заявления и намеки, сделанные российскими руководителями, не привели к каким-либо изменениям в отечественной политике. А между тем действительно важная тема – отчет правительства Государственной Думе – оказалась где-то далеко на периферии.

Конечно, было бы наивно ожидать от нынешнего состава депутатского корпуса смелых оценок работы, проделанной кабинетом министров по борьбе с кризисом, а также свежих — «инновационных» — идей и предложений по решению обострившихся проблем. И все же остановка предприятий, безработица, масса прочих вопросов – от состояния пенсионной системы до образования с ЕГЭ – стоят уже сейчас, а 2012 год далеко, до него еще дожить надо. Безусловно, в каждом конкретном случае можно найти собственные причины искусственного смещения политической повестки дня в сторону от главной темы текущей политики. Имелись они и сейчас.

По-видимому, дуумвирам важно было прекратить усилившиеся в последнее время ожидания и мутные слухи в политических кругах о том, что вот-вот что-то должно произойти. На это был получен исчерпывающий ответ: не дождетесь, решать будем в 2012 году.

Да и очередная серия «разногласий» в речах дуумвиров завершилась полным совпадением их позиций по ключевым вопросам текущей политики. Однако повторяемость информационных смещений на эти и близкие к ним темы наводит на определенные мысли о структуре современного российского политического процесса, помогает глубже понять его природу. На самом верхнем и практически полностью закрытом информационном этаже, где взаимодействуют дуумвиры на основе только им известной системы личных договоренностей о разделе власти, на самом деле практически ничего не меняется. Договоренности продолжают действовать, несмотря на периодически возникающие разногласия, иногда проникающие в публичную сферу. На втором уровне, где действуют аппараты дуумвиров и наиболее мощные группы интересов, есть ощущение динамики. Именно отсюда в публичную сферу идут сигналы и информационные волны о разногласиях наверху и о переменах, которые вот-вот должны произойти. Такие сигналы отражают стремление означенных акторов к изменению баланса сил. Одни считают, что они контролируют слишком мало власти, их оппоненты полагают, что им и того достаточно. Но, несмотря на все усилия игроков, действующих на этом втором уровне, и здесь status quo остается довольно прочным, а динамика мнимой, создающей лишь иллюзию изменений. Свидетельством этого является практически полное отсутствие кадровых изменений в высших эшелонах власти, ибо каждое из них неизменно влечет за собой передел ключевых ресурсов и сфер влияния и теоретически может создать условия для корректировки политического курса.

Динамика существует на следующем, третьем уровне, где распределяются ресурсы по конкретным бизнес-проектам, снимаются и назначаются на должности заместители министров и директора ведомственных департаментов, а также члены советов директоров ведущих государственных компаний. Но это – не настоящая политика, а подвижки внутри стабильно работающей системы, параметры которой, формальные и неформальные правила функционирования установлены на верхних уровнях и оттуда же контролируются. Здесь, конечно, происходят разного рода отклонения от поступающих сверху «указивок», но они никак не могут повлиять на сложившийся порядок вещей. Иными словами, они не способны вызвать системных изменений.

Очевидно, что у такой политической структуры нет источников для внутреннего развития. Динамика может быть привнесена только извне ее. Но «по ту сторону» политического процесса в настоящее время нет акторов, способных придать импульс развитию системы.

И пока это так, несмотря на попытки представить, что все «течет и изменяется», то инициируя слухи и намеки о «разногласиях» в высших эшелонах власти, то тиражируя различные стратегии и программы, модернизация будет ничем иным, как оптическим (медийным) обманом.