Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Топливный кризис цивилизации

10.02.2006, 11:07

Цивилизованный мир все глубже погружается в топливный кризис. Современная цивилизация покоится на двух видах топлива: материальном — нефти и других энергоносителях — и духовном — ценностях христианской культуры, ставших фундаментом наших представлений о личной свободе и ценности каждой отдельной человеческой жизни. Сейчас оба эти топлива не просто не обеспечивают мировой гармонии, но, напротив, подвергаются сами и подвергают человеческую популяцию критически опасным для нее испытаниям.

Частная человеческая жизнь так и не стала всеми признанной общечеловеческой ценностью. Таков печальный итог близкой к завершению, если уже не завершившейся христианской цивилизации. Начинавшее утверждать свое мировое идеологическое господство с крестовых походов, христианство теперь столкнулось с не менее варварской, чем когда-то его собственная, экспансией воинствующего ислама. Как крестоносцы в свое время ни на секунду не задумывались о ценности персональной жизни каждого иноверца, так и воинствующие мусульманские фанатики считают возможным убивать католического священника прямо в храме только за то, что он — католический священник.

«Карикатурный скандал», равно как совершенно не карикатурные террористические атаки Нью-Йорка, Мадрида и Лондона — трех важнейших городов западной цивилизации, — это уже даже не предупреждение об опасности.

Это черты разрушения базовых конструкций мироздания, к которому привык западный, или христианский, человек в широком смысле слова, то есть и человек российский.

Мусульманский мир так же неоднороден, как и христианский. Исламскому Востоку так же трудно навязать человечеству универсальную модель мира, как и Западу. Но в постоянную для человечества ситуацию невозможности господства одного представления о мироустройстве вмешиваются новые сугубо материальные факторы — нефть и ядерное оружие. У человечества нет никаких гарантий, что попытка западного христианского мира силой наказать тот же Иран за создание ядерной бомбы не приведет к чудовищному росту и без того очень высоких цен на нефть и масштабному экономическому коллапсу. Равно как нет гарантий, что Иран при нынешнем своем «задорном» руководстве не захочет применить ядерную бомбу, например, против Израиля.

Масштаб проблемы очень велик, поистине грандиозен. Эта проблема не сводится к противостоянию «золотого миллиарда», самой обеспеченной части человечества, состоящей преимущественно из людей западного мира, с остальными четырьмя нищими миллиардами. В конце концов, главными идеологами и спонсорами международного терроризма являются не просто богатые люди, а миллионеры, и они не ставят целью перераспределение материальных благ. Они вообще не ставят никаких явных конструктивных целей, предпочитая деструктивные — разрушение западной цивилизации. Опять же сам факт наличия оружия массового уничтожения, способного в одночасье ликвидировать миллионы, сотни миллионов людей, делает более невозможным деление человечества на «миры» по религиозному, имущественному или географическому признаку. Это и не чисто религиозная проблема борьбы христианства с исламом — хотя бы потому, что крупнейшая и наиболее быстро наращивающая масштабы национальной экономики страна мира — Китай — не христианская и не мусульманская.

В такой ситуации нужно искать некое новое топливо для всемирной цивилизации, поскольку человечеству при нынешнем состоянии технического прогресса на фоне сохраняющегося пещерного варварства огромного количества людей необходим рекордный, доселе не встречавшийся уровень консолидации.

Технологическая часть решения проблемы выглядит наиболее простой. У человечества с большой долей вероятности получится найти заменитель нефти, позволяющий вырабатывать огромную энергию с гораздо меньшими затратами и избавить мир от нефтяной зависимости. Идеологически проблема пока выглядит неразрешимой. Человечество еще никогда не было солидарным. Ни одна из существующих мировых религий для такой консолидации не подходит, у них для этого просто нет ресурсов. Принципы светского демократического государства, наиболее эффективного и наиболее гуманного из всех существующих, тоже отвергаются значительной, даже большей частью человечества.

Пока же остается только констатировать, что та самая новая эра, те христианские две тысячи лет, которыми мы привыкли ее отсчитывать, подходят к завершению.

Какой будет новая эра, сохранится ли человечество как популяция, можно только гадать. Но разговоры о конце истории уж точно оказались надуманными. Новая грандиозная история человечества только начинается.