Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Государство: кризис формы

Государство — форма, а не содержание жизни человечества. Эта форма переживает явный и, возможно, самый глубокий кризис в своей истории. Кризис бессилия. Возможное спасение — в попытках договориться об универсальных ценностях и воплотить эти ценности в иной, надгосударственной форме интеграции человечества. Сделать то, чего до сих пор никогда не удавалось. Террористическая атака в Иордании, бунты во Франции, полыхающий то тут, то там российский Кавказ — не столько звенья одной цепи, сколько элементы одного процесса. Это процесс сбрасывания (иногда насильственного и неосознанного, иногда сознательного) человечеством панциря государства как сковывающих одежд.

Государство появилось как результат эволюции человечества, как самый эффективный способ защиты людей от насилия, обеспечения им прокорма и возможностей развития. Государство оказалось выгоднее общины, стаи или индивидуальных попыток прокормиться охотой и собирательством.

Теперь постепенно на наших глазах государство стремительно утрачивает свои конкурентные преимущества как лучшая форма политического и социального существования человеческих тел и душ.

Во-первых, государство больше не в состоянии защитить жизнь человека. Причем не в частных случаях (хотя для каждого человека важнее всего именно частный случай, ведь жизнь одна и смерть одна), а принципиально, системно. Понятно, что войны были всегда. Но раньше это были войны государства с государством или государства с племенем. Теперь благодаря дискретности и непредсказуемости географии террористических атак, воюющим оказывается государство, вроде бы войну никому не объявлявшее. И вообще, нынче воюют не государства, а структуры — террористическая сеть с межгосударственной антитеррористической коалицией, сетью воинов-интернационалистов. Спецслужбы и армии, которые в интересах государств и от имени государства всегда воевали друг с другом, теперь вынуждены объединяться и вести войну на надгосударственном уровне. При этом человек оказывается в пространстве абсолютной уязвимости. Едешь отдыхать на райский индонезийский курорт Бали — и тебя взрывают на дискотеке. Устраиваешь свадьбу в самом фешенебельном отеле безмятежно спокойной Иордании, в самом центре ее столицы Аммана — и все равно внезапно попадешь в эпицентр террористической войны.

Во-вторых, государство не в состоянии защитить народ, обеспечить национальную идентичность. Миграция, которую на самом деле остановить практически невозможно, поскольку есть, пить и жить людям хочется так, что, не имея еды, воды и жилья, они перестают бояться смерти, меняет не только национальный состав, но и уклад, систему ценностей, казалось бы, устоявшихся государств. Как совершенно справедливо пишут некоторые комментаторы французских бунтов, постепенно масса эмигрантов из Марокко и Алжира принесла в некоторые районы Франции сами Марокко и Алжир. В России это проникновение другого (по принципам жизни) государства будет заметно через одно-два десятилетия, когда наш Дальний Восток почти неизбежно станет Китаем. Хотя уже сейчас мы совершенно спокойно даже на бытовом уровне называем Москву государством в государстве и прекрасно понимаем, что по способу жизни и системе ценностей Чечня и Тамбовская область — далеко не одно и то же, хотя и находятся в одном государстве.

В-третьих, государство более не является единственной формой географической организации бизнеса. Транснациональные корпорации даже уже не государства в государстве, а государства без государств. И наиболее продвинутая, наиболее творческая, наиболее активная часть человечества стремится к жизни вне рамок государства и географических границ. Желание стать гражданином мира, подкрепляемое очевидными технологическими возможностями для этого (интернет, современные средства передвижения, делающие возможным покрытие любых расстояний на Земле за относительно короткий отрезок времени, и т. п.), неистребимо.

В-четвертых,

надгосударственным стало культурное пространство.

Дело даже не в том, что весь мир смотрит голливудское кино или слушает западных поп-звезд. Точно так же в Штатах и России едят японские суши и одеваются в китайский ширпотреб. За исключением совершенно диких племен и богатое, и бедное человечество живет в мире универсальных предметов, утвари, у которой, несмотря на лейбл, нет реальной страны происхождения. Невозможно предугадать, как будет развиваться история человечества.

Известно лишь, что люди долго жили до государства и, видимо, вполне могут жить после него и без него.

А сам вектор развития человечества заставляет нас уже сейчас задуматься над тем, сможем ли мы сохраниться как биологический вид в условиях, когда государство как форма, как принцип организации людей явно не в состоянии соответствовать нашим нуждам, состоянию нашей техники и одновременно чудовищно низкому уровню жизни большинства постоянно увеличивающегося в размерах человечества.

Новости и материалы
46-летняя Анна Семенович показала фигуру в купальнике с глубоким декольте
Пелоси призвала Нетаньяху уйти в отставку
Кожевникова пожаловалась на увлечение сыновей: «Что я в прошлых жизнях сделала не так?»
Президент Финляндии назвал «лучший способ» избежать войны
В России диверсантам будут назначать 35-летний тюремный срок
Экс-игрок «Боруссии» стал советником председателя правления «Зенита»
«Для Бабкиной это очень органично»: продюсер о кавере на Инстасамку
Зависимость ЕС от российских удобрений растет
Минфин потребовал приостановить права иностранного владельца Альфа-банка
«Талибан*» планирует создать спецподразделение по борьбе с ИГИЛ*
Экс-бойца ЧВК «Вагнер» приговорили за убийство и надругательство над телом пенсионерки
В РПЦ не стали комментировать отстранение иерея от служения после панихиды по Навальному
Умерла скандальная блогерша Лена Миро
Названо число пострадавших при возгорании цистерн под Симферополем
Инженеры из Ростова сделали боевого робота-крокодила
Новосельцев оценил шансы «Зенита» стать чемпионом России в 75%
Кейт Миддлтон получила уникальную награду от Карла III
Врачи поставили диагноз «влюбленный мозг» женщине, 100 раз в день звонившей бойфренду
Все новости