В ожидании Не-знаю-кого

06.08.2010, 10:12

Обсуждать надо бы не персону будущего президента России, а основные задачи его правления

«Не знаю, кто будет баллотироваться. Это может быть Медведев, может быть Путин, а может быть кто-то третий», — сказал пока еще президент России в Сочи, в тысяче первый раз отвечая на бессмысленный вопрос о своих творческих планах на 2012 год. И сразу пикейные жилеты на полном серьезе принялись обсуждать «кого-то третьего», «не знаю кого» в диапазоне от Сечина до Ходорковского. Хотя

обсуждать надо бы «кого-то четвертого» — четвертого президента России, точнее основные задачи его правления. Смысл, а не кандидатов от власти, отличия между которыми критически малы.

Сам факт невозможности прямого ответа Медведева на простой и не предполагающий никаких экивоков вопрос о желании баллотироваться на следующих выборах высвечивает одну из ключевых задач следующего президента страны: в России, наконец, должна появиться прозрачная и легальная политическая система с реальными выборами. У президентов Франции или США никому даже в голову не приходит спрашивать, будут ли они баллотироваться. Если законное количество сроков истекло, безусловно, не будут. Если не истекло, будут по умолчанию. Если политические или другие обстоятельства не позволяют идти на второй срок, сами скажут. Короче говоря, у нас любой кандидат в президенты должен либо быть самовыдвиженцем, либо опираться на партию, а не на друзей из дачного кооператива. Каждая существующая партия должна опираться на конкретные слои населения, а не на инструктора-конструктора из кремлевской администрации. Ждать, что нормальную политическую систему в стране заведет наиболее реальный (а на мой взгляд, увы, просто неизбежный) четвертый президент России Владимир Путин, а также Дмитрий Медведев и любой «третий» из нынешней властной команды, не приходится: им не позволит их дачный кооператив, выразителями бизнес-интересов которого эти политики и являются. Но

если не завести в России полноценную политику с легальными политическими институтами, война внутри госкормушки между прикормленными кланами будет нарастать.

И это вторая ключевая содержательная задача любого нового президента: эпоха существования элиты в условиях нараставших в геометрической прогрессии нефтегазовых доходов закончилась и больше не вернется. Кратно умножать личные состояния каждый год, просто сидя на госказне и нефтегазовом экспорте, у нынешней властной корпорации не получится чисто технически. В таком количестве и с такой скоростью деньги к ним капать больше не будут в силу объективной международной экономической ситуации, повлиять на которую Россия из-за ее малой доли в мировом ВВП неспособна. Иными словами, при нынешней системе управления власти будет все тяжелее оплачивать лояльность элит и тупую покорность населения. Значит, придется делиться с людьми, не входящими в узкий круг своих, бизнесом и стимулировать экономическую активность населения, ослабляя чиновничью удавку на горле экономики. Ибо, уничтожив в стране политику и создав вертикаль коррупции под видом вертикали власти, Путин и путинисты парализовали все каналы реального развития страны в ней. По большому счету никто ничего содержательного не делает: это и накладно, и небезопасно. Все последнее десятилетие страна находится в затяжной медвежьей (привет «Единой России») спячке, тупо проедая лежащие под боком в берлоге запасы. Только после глобального экономического кризиса угроза просто «сосать лапу» за неимением запасов существенно возросла. Так что из спячки вынужденно придется выходить населению, а значит, и государству.

Невозможность бесконечно держать население на положении политических овощей — еще одна большая проблема. Крайне проблематично полтора десятка лет (напомним, что если Путин опять не уйдет из власти, к моменту окончания нового первого шестилетнего президентского срока он будет править страной целых 18 лет — ровно как Брежнев) рассказывать людям по телевизору сказки о стабилизации положения в стране.

Стабильность, длящаяся 15 или 20 лет и не приводящая к реальному улучшению жизни большинства населения, в самом мягком случае называется застоем.

Олимпиада в Сочи может стать последним всплеском путинской пропаганды. При всей политической тупости заинтересованных зрителей программы «Время» таковых с каждым годом становится все меньше, а предъявить публике конкретные достижения власть не может. Так что придется либо демонтировать варварскую официальную пропагандистскую машину, возвращаясь к нормальному свободному и конкурентному состоянию СМИ, честно ставящих и открыто обсуждающих любые проблемы, либо уж совсем толкать четвертую власть и заодно с ней страну в состояние брежневского маразма.

Трещит по швам еще одно мнимое достижение путинской эпохи — собирание земель и прекращение парада суверенитетов. Прямо о выходе из России ни один российский регион, разумеется не заявляет, но ползучее ментальное отделение того же Кавказа или Дальнего Востока от остальной страны идет все более явно — и не замечать этого просто невозможно. Это очень тяжелая проблема, справиться с которой можно, только если для начала внятно сформулировать ценности, на которых основывается современная Россия («Газпром» — национальное достояние» не предлагать, потому что эта, чуть ли не ключевая идея нынешней реальной госидеологии точно не создает единую нацию). Власть должна решить для себя, а население согласиться или не согласиться с тем, кто мы такие вообще — фантомная империя, западная демократическая страна, славянское царство, азиатская квазимонархия?

Адекватно определить сегодняшнее состояние России невозможно: у нас получается какой-то дурно пахнущий и невкусный винегрет из элементов империи, монархии, республики по форме при демократии, деспотии и анархии по содержанию.

Слово «модернизация» пока трудно воспринимать иначе, чем политическую забаву недолго греющего трон для премьера нынешнего президента и новую кампанию по распилу казенных денег под ником «Сколково». Но реально Россия невероятно изношенная и запущенная, инфраструктурно отсталая и некомфортная страна, чьи дороги, больницы, тюрьмы, школы, качество услуг госвласти категорически не соответствуют амбициям и притязаниям элиты. Россию надо обустраивать в самом приземленном смысле слова — и это важнейшая задача нового президента, сколько бы лет и сроков он ни правил.

Про «отпустить Ходорковского», реформировать милицию, уменьшить (вместо того чтобы увеличивать) полномочия ФСБ (особенно в части полного, окончательного и бесповоротного удаления этой славной организации от всех видов бизнеса) даже и говорить нечего. Все это уже должен был сделать нынешний президент, если бы действительно правил страной и на самом деле полагал, что «свобода лучше несвободы».

А дальше, исходя из этих задач, уже имеет смысл вести дискуссии о том, кто из потенциальных кандидатов в президенты способен с ними справиться. Вот тут-то и приходится вспомнить витиеватый ответ Медведева в Сочи о своих президентских планах. «Не знаю, кто будет баллотироваться». Россия застыла в ожидании кандидата — Не-знаю-кого. Поскольку можно говорить уверенно: ни Путин, ни Медведев для решения этих задач, к сожалению, не годятся, так уж они себя зарекомендовали. Или им придется измениться просто до неузнаваемости.