Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Пластмассовые патриоты

11.07.2008, 10:01

Ни российская политика, ни российское кино как зеркало этой политики не дают нам настоящих национальных героев

Великая русская актриса Нонна Мордюкова завещала, чтобы ее гроб не открывали. Она категорически не хотела, чтобы ее видели мертвой. В некотором смысле ее похоронили заживо —

актриса, которую посмертно в один голос называют воплощением национального характера, практически не была востребована в период, который считается временем национального возрождения.

Почему же так произошло? Почему государство и «патриотическая околовластная тусовка» не жаловала в последние годы жизни замечательного русского писателя Виктора Астафьева? Не потому ли, что человек, не просто искренне любивший Родину и свой народ, но проливший за него свою кровь в Великой Отечественной войне, позволил себе говорить, что мы не столько выиграли ту войну, сколько «завалили немцев своими трупами»?

Проблема в том, что в России нет никакого национального возрождения. Единственные проявления неказенного патриотизма в эпоху новейшего торжества великодержавности мы с вами наблюдали (и отчасти участвовали в этом), когда сборная России по футболу под руководством наконец нанятого высокопрофессионального варяга добиралась до полуфинала чемпионата Европы. Тогда народ искренне покупал российские флаги и дудел клаксонами машин.

Ни российская политика, ни российское кино как зеркало этой политики не дают нам настоящих национальных героев.

А если дают, то не тех, которых ожидает увидеть в очередной раз эксплуатирующая казенный патриотизм в личных коммерческих целях власть. Главным русским героем послесоветской России стал вполне европейски образованный и далекий от «посконно-домотканого» патриотизма Сережа Бодров в дилогии «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. И герой этот на экране был банальным киллером. А

осененный государственной идеологией и осчастливленный государственными деньгами кинематограф производит лишь пластмассовую клюкву, «матрешки а ля рюс».

От «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова (даже талант не в состоянии очеловечить притянутую за уши идеологему) до уж совсем чудовищных пародий на историю, патриотизм и, главное, на профессионализм и творчество, вроде свежеиспеченной картины «1612».

Государству нужен муляж патриотизма, а не истинный патриотизм. Ему нужны верноподданные, лакеи, а не граждане. Нонна Мордюкова была слишком настоящей, чтобы сниматься в ненастоящем кино, скроенном по заимствованным у ненавистного Запада лекалам. Виктор Астафьев был слишком честным по отношению к стране и народу, он не мог тупо восхвалять реальность и былое, потому что любовь подразумевает неподдельную боль. Настоящие патриоты физически не подходят к бутафорской патриотической декорации, в которую нас с вами — увы, при активном или пассивном участии наших народных масс (здесь так и хочется написать «пластмасс») — загоняют.

Конечно, у настоящих талантов всегда непросто складываются отношения с властью, обществом, эпохой. Но в российской невостребованности таких людей всегда чувствуется сильный привкус официальной политики. Потому что наша власть клеймит Запад, но учит там детей, заводит собственность и стремится жить по западным стандартам. Потому что телевидение (по заказу той же власти) пытается представить западный мир ментально враждебным миру российскому и русскому, но не брезгует заимствовать у Запада форматы всех развлекательных передач и великое множество сериалов. Потому что «наши русские блокбастеры» — зады Голливуда. Потому что

патриотизм в сегодняшней России замешан не на великой (а потому иногда и горькой) правде, а на мелкотравчатой пропагандистской конъюнктурной лжи.

Российская власть все последние годы пыталась убедить россиян, что у нас была великая безошибочная история, что мы (точнее — они, предшественники Путина и компании) никогда не делали ошибок, что говорить о темных страницах истории непатриотично, как непатриотично критиковать проявления варварства нынешних властителей. Что страной нужно только гордиться по любым поводам — от побед в конкурсе «Евровидение» до запуска ракеты с какого-нибудь очередного ракетного комплекса нашей неполноценности. Но истинный патриотизм, как все истинное, индивидуален и некриклив. Настоящие таланты не подпевают хору и не ходят строем. При этом они и только они способны создать такой образ народа, который проникает в душу этого и других народов. А потом под звуки падающей на гроб земли звучат эти последние правильные слова. «Главная актриса страны»…«воплощение русской женщины»… «неистовый темперамент».

…Как-то мальчишкой я попал на встречу с публикой Ролана Быкова. Он рассказывал, как один режиссер учил Нонну Мордюкову, как правильно рожать ребенка в кадре, как надо тужиться и кричать. На что Нонна Викторовна заметила, что она, в отличие от мужчины-режиссера, ребенка рожала. Почему-то кажется, что эта история немного напоминает обращение российской власти с российским народом — она никого не рожает, но постоянно учит, как это надо делать.

Настоящим большим людям всегда трудно существовать в узких рамках заданных обстоятельств. Но это не повод сознательно сужать рамки. Нонна Мордюкова была гордостью нации, подлинным национальным достоянием. У нас же, если посмотреть телевизор, «национальным достоянием» является «Газпром». Улавливаете разницу?