Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Нелегальная перепись: татары

24.01.2003, 14:10

Пожалуй, только три народа, три нации в мире могут похвалиться глубоким, жизненно важным проникновением в язык, культуру, нравственность и способ мышления русских людей. Я имею в виду проникновение и в рабочих, и в колхозников, и в олигархов, и в операторов станков с ЧПУ, и в тружеников умственного усилия, и в старух, и в алкоголиков, взятых по отдельности, и в Россию, взятую, как их государство, в целом. Такими сокровенными, краеугольными народами, исторически влияющими на нашу драгоценную святую Русь, следует, конечно же, считать евреев, украинцев и татар. Вне всяких сомнений, именно они научили невинный народ-богоносец курить, пить, ругаться матом, заниматься проституцией, врать, обирать ближнего, воровать и оставаться при этом многострадальным, духовным, загадочным обществом, живущим в интересное время перемен.

О евреях и украинцах явно имеет смысл поговорить отдельно, ибо история России, даже и официальная, не закрепляет за ними каких-либо грандиозных злодеяний, пленивших, унизивших и испепеливших талантливый русский народ, придумавший радиоприемник, палку-копалку, слово о полку Игореве, вольфрамовую мормышку и балет «Лебединое озеро». Ничего не пишут учебники об украинском иге, еврейской Золотой Орде, пире хохляцких кочевников на костях южнорусских князей на реке Калке в 1223 году и семинедельной осаде евреями злого города Козельска. Все это — факты великой многовековой дружбы русского и татарского народов.

Проформы ради следует, конечно, заметить, что ни один исторический источник окончательно не определился, какая в точности ужасная, загадочная сила выжгла и поработила половину континента в XIII веке. Кем именно были эти всадники смерти, люди с медными лбами и каменными зубами, пожиравшие трупы врагов на болотах и которым не было числа? Согласно многочисленным версиям, они были монголами, кочевыми жителями степи, чьим первым великим полководцем стал некто Темучин, долгое время проведший в рабстве во влиятельном и многочисленном племени татар. Нареченный в 1206 году Чингисханом и получивший соответствующие полномочия Темучин вырезал всех татар и подарил кочевникам-монголам новую идеологию — пафос людей длинной воли, образ жизни воинов, презирающих обывательскую трусость, бездеятельность, предательство и оседлый образ жизни с его худосочным мещанским патриотизмом. Он собрал всадников смерти в идеально организованную армию с жесткой субординацией, великолепной системой внутренней пропаганды и стратегией покорения мира, создав в итоге силу, влиявшую на развитие значительной части Азии и Европы в течение почти трех веков.

Другие источники указывают на то, что само по себе понятие «татары» — гораздо более позднее изобретение, слово, впервые придуманное и употребленное как «тартары» даже и не в Азии, а в Европе. Следы термина можно обнаружить и в русском языке, в слове, например, тартарары (лететь, нестись в тартарары, то есть в ад, к черту). Так что приблизительно с XVIII века, описывая случившееся, повествуя о поражениях и подвигах Отечества, знаменитое иго в России стали называть монголо-татарским, а то для простоты и вовсе татарским.

Как бы то ни было, современная официальная российская история оставляет именно на совести татар немыслимые бедствия, учиненные ими на просторах могучей нашей державы. Сообщается, что из 74 городов, имевшихся в России к XIII веку, сначала Чингиcханом, а затем его внуком Батыем полностью было разрушено 49. 14 из них больше не возродились никогда, а 15 впоследствии смогли стать только селами. Татары брали приступом и жгли все на свете, включая Владимир, Тверь и Москву. Учебники пишут, что Россия находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды с 1243 вплоть до 1480 года — даже несмотря на то, что в 1380 году Дмитрий Донской вроде бы одержал над татарами знаменитую победу на Куликовом поле, где кони боялись ступать по трупам, а кровь лилась, как вода.

Собственно, такого рода кровопролития никогда не были для мира какими-то особенными, сверхъестественными способами времяпрепровождения: человечество вообще любит завоевания, полагая, что удар саблей по башке передает информацию об уровне развития нации гораздо лучше телеграммы. Однако же удивительным, почти что фантастическим здесь представляется тот факт, что легенда о лютых, вредоносных татарах-поработителях Руси никак не укладывается даже в рамки официальных учебников. Ибо вся история России и весь ее современный опыт показывают: ни один носитель чуждой идеи или просто информации не имеет здесь никаких шансов на выживание. Судьба любого незваного гостя — голод, унижения, нравственное падение, забвение, смерть. Тем временем вот уже шестой век подряд татары живут в России, и максимум претензий, который имеют к ним население и государство, — это поговорка «Незваный гость хуже татарина». То есть, в сущности, даже на уровне фольклора в России установлено: татарин —это хотя и зло, но все же вполне родное, допустимое.

Допустимое, надо заметить, настолько, что проникновение татар в культуру, нравственность и быт России поражает воображение. Нет смысла долго разбирать хрестоматийные Арбат (арба — телега), Таганку (таган — котел), чебуреки, мат и тараканов, имеющих, как предполагается, татарское происхождение. Достаточно самостоятельно оглядеться вокруг, чтобы внезапно увидеть татар на всех ключевых позициях в обществе: они обязательно будут там, где нефть, газ, финансы, баня, вокзал, водка, солдатская каптерка и в особенности — овощной армейский склад. Если при этом задуматься поглубже, то получится, что, учитывая игру крокодила Гены на гармошке, татарином был и он. Более того, татар следует признать первыми изобретателями передовых форм русского бизнеса, франчайзинга например. Ведь именно татары придумали за щедрые дары и регулярные платежи выдавать ярлыки на великокняжеское правление русским князьям. Наконец, я искренне полагаю, что легендарный средний класс, в поисках которого мировые корпорации и социологи сбили себе в России все ноги, — это тоже татары. Хотя бы потому, что в большинстве своем живут в собственных домах, с детства умеют водить «КамАЗ», скакать на лошади, бороться, передавать по наследству деньги, имущество и заботиться о престарелых дедушках, одетых в шерстяные черные костюмы и калоши.

Почему так получилось? Да, видно, потому, что орды степных варваров привезли на своих окровавленных саблях в Россию не столько нужду и разрушения, сколько принципиально новую, сладкую и желанную здесь идею, засевшую в сознание нации гораздо раньше и глубже христианства. Это была идея людей длинной воли, кочевой аристократии, пассионариев, поделивших мир на белую и черную кость и допускавших, что ради великой призрачной цели можно жертвовать всем миром, включая и себя самого. Это была идея, разрешавшая вечный конфликт величия и безнаказанности, созидания и права на безответственность. И ради именно этой идеи князья ездили в Орду умолять о ярлыке, и ради нее позволяли баскакам раз в год собирать с подданных дань, и на ней возвысилась Москва, и на ней ковалось величие России, и она же сама и погубила Орду.

Но в чем же были причины притягательности этой идеи? Думаю, что только в отсутствии этих причин. Ибо в России, если вы это замечали, никогда нельзя быть причиной чего-либо, а только лишь следствием, приговором или оправданием. Оправданием простой и ужасной, в сущности, вещи: народ-богоносец грешен. И ни Бог ему ни судья, ни черт, ни родная мама. Ну да что уж тут поделаешь. Такова жизнь, как говорят наши незваные гости французы.

Автор — главный редактор еженедельника «Большой город».