Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Москва для всех

28.05.2012, 12:30

Действия московских властей по вопросам местного самоуправления политически важнее, чем закон о выборах мэра

В ближайшее время Москву может ждать бурная дискуссия по поводу изменения системы и полномочий органов местного самоуправления. Это крайне важная история в политическом смысле. По итогам прошедшего федерального выборного цикла стало ясно, что Москва превращается в важнейшую арену противостояния власти и оппозиции: это единственный субъект федерации, где власть и на парламентских, и на президентских выборах получила меньше 50%. Если не случится никаких досрочных выборов федерального уровня, предстоящие выборы Московской городской думы неизбежно превращаются в ключевое политическое событие ближайшего времени, где оппозиция будет в состоянии бросить серьезный вызов власти и побороться за большинство в городском парламенте.

Исходя из результатов прошедших федеральных выборов, даже несмотря на фальсификации и применение админресурса, оппозиции вполне по силам бороться за большинство в парламенте Москвы.

А если такое большинство будет завоевано, за этим может стоять широкий спектр политических последствий – оппозиционная Мосгордума сможет реально добиваться отмены ограничений на массовые акции в столице, назначения выборов мэра по свободным и либеральным правилам, без всяких там «фильтров», с допуском всех независимых кандидатов.

Как показывают последние события собственно в локальной московской политике, фактическое отсутствие местного самоуправления в городе чрезвычайно сильно способствует росту протестных настроений. Ни в одном городе России, ни в одном мегаполисе цивилизованных стран и близко нет подобных ничтожных полномочий и ничтожного уровня финансирования органов местного самоуправления. Экс-мэр Лужков поставил рекорд по успешности разгрома независимого местного самоуправления, сохранив за последним, по сути, лишь содержание собственного аппарата и организацию спортивных праздников.

Фактически на мэра Москвы и назначаемых им чиновников – глав управ и унитарных предприятий – ложится ответственность за установку лавочек во дворах, уборку подъездов и тому подобные мелочи, что являет собой дикий пример ненужной сверхцентрализации управления.

Ровно по этой причине число чиновников московской мэрии на единицу населения примерно вдвое выше среднероссийского числа. У этой медали есть и обратная сторона – мэрии сложно контролировать эффективность работы подобной чиновничьей армии, и чаще всего именно префектуры и управы становятся центром абсолютно неконтролируемого произвола властей, коррупции и так далее. Множество подобных решений в последнее время вызывало широкие волны возмущения жителей районов и конфликтные ситуации, оборачиваясь митингами и другими формами протеста. Рост протестного голосования в спальных районах Москвы в значительной степени был обусловлен именно этим, равно как и тот факт, что оппозиции, в отличие от ситуации четырехлетней давности, удалось провести в муниципальные собрания на выборах 4 марта довольно много своих представителей.

Диспозиция вокруг полномочий органов местного самоуправления во многом определит развилку для политической динамики в Москве на ближайшие годы. Как ни парадоксально это может прозвучать в нынешней напряженной обстановке, у мэрии сегодня есть шанс повернуть ситуацию в цивилизованное русло, добившись своего рода win-win situation, когда в выигрыше остаются разные заинтересованные стороны.

В ближайшее время мэрия Москвы может внести на рассмотрение общественности законопроект о новой системе органов местного самоуправления в Москве, существенно расширяющий полномочия последних. Пока что трудно говорить о том, как предлагаемая система будет выглядеть. Но очевидно, что

передача значительной части полномочий на местный уровень могла бы быть выгодна самой городской власти.

Во-первых, это поможет повысить эффективность управления городом, снизит коррупцию. Во-вторых, это позволит изменить общественно-политическую обстановку в городе, дав шанс проявить себя прежде всего тем политическим силам, которые будут настроены на активную повседневную работу с проблемами городских районов, а не на демагогию и радикальный протест. В конце концов, в будущем нас неизбежно ждут довольно турбулентные политические события в Москве, и в интересах всех – в первую очередь, городской власти – сделать так, чтобы развернуть их сценарий в русло цивилизованной парламентской политической борьбы вместо сегодняшней ситуации, когда глухая стена между районной властью и горожанами толкает последних на поддержку более радикальных сил.

Политическая работа на уровне местного самоуправления будет чрезвычайно важна для формирования будущей политической картины в городе Москве. Рискну предположить, что на ближайших выборах Мосгордумы наибольшие шансы будут иметь те кандидаты и партии, которые прежде всего эффективно проявят себя в местной политике, получат серьезную поддержку в районах. Я знаю, о чем говорю: три года назад я сам выдвигался в Мосгордуму; тогда во время сбора подписей было очевидно, что радикальные политические лозунги в городе не востребованы и люди хотят видеть у власти прежде всего профессионалов, способных решить их проблемы. Ту же гипотезу подтвердили прошедшие 4 марта в Москве муниципальные выборы: хотя отдельные ярко окрашенные политизированные личности в депутаты местных собраний прошли, их результаты были сравнительно невысоки, и для успеха на выборах Мосгордумы этого явно недостаточно. А вот большинство прошедших независимых кандидатов и оппозиционеров – скорее профессионалы, умеющие работать с местными проблемами, чем политики лозунгово-митинговой породы.

В принципе городская власть должна понимать, что становление в Москве подобной профессиональной, парламентской, конструктивной оппозиции выгодно для всех и в будущем сможет предотвратить ненужные сценарии радикализации московской политики. Значит, время идти на определенные уступки – в данном случае по части полномочий органов местного самоуправления. Тем более что самой мэрии это тоже было бы выгодно.

Собственно, характер действий московских властей по отношению к полномочиям местного самоуправления в долгосрочном плане сегодня даже важнее, чем, скажем, закон о выборах мэра. Сегодняшняя Мосгордума, где больше 90% мест контролирует «Единая Россия», понятное дело, в состоянии установить там любые запретительные фильтры для независимых кандидатов. Но это, в общем, и неважно: реально вопрос об условиях проведения выборов мэра в 2015 году будет решаться вновь избранной Мосгордумой, которая в любом случае к рассмотрению этого вопроса вернется, так что сегодняшние «фильтры» вообще не имеют никакого значения.

А вот какой станет будущая Мосгордума – это на сегодня очень большой вопрос. Ее резко возрастающей оппозиционности, судя по сегодняшнему раскладу предпочтений избирателей, однозначно не избежать ни при каком сценарии.

Но если мэрия Москвы совершит правильные шаги в сторону предоставления больших полномочий местному самоуправлению в городе и даст возможность независимым московским политикам эффективно проявить себя в этой сфере, то есть значительный шанс, что большинство независимых депутатов будущей Мосгордумы будет конструктивным, профессиональным депутатским ядром, способным к нормальному диалогу с городскими властями, без чрезмерного обострения противостояния и радикальщины.

Нет нужды говорить о том, насколько сильно эта политическая обстановка в Москве повлияет на развитие общей политической ситуации в России. Многие в оппозиции сегодня говорят о необходимости диалога с властями в формате «круглого стола». Москва вполне может стать эффективной площадкой для такого диалога. Будем надеяться на конструктивные шаги со стороны мэрии.