Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лишний социализм и жадность бюрократии

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

В последнее время госчиновники все чаще стали выступать с довольно жесткими предложениями в области экономической политики. Полный набор «жестокостей» содержится и в статье первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева в журнале «Вопросы экономики». Там и отказ от индексации пенсий сверх уровня инфляции, и повышение пенсионного возраста, и сокращение числа бюджетников, и отказ от ответственности за социальные стандарты на всей территории страны, что позволит существенно сократить межбюджетные трансферты. Кроме того, предлагается перейти к «фискальному таргетированию», установив предел социальных расходов в бюджете.

Действительно ли экономическое положение России столь отчаянно, что нужно ставить вопрос о радикальных мерах?

Собственно российская экономика имеет одну проблему и одну недопроблему. Проблема в том, что экономика не растет, никак не хочет выходить из кризиса. А недопроблема (пока недоделанная, несуществующая) — бюджетный дефицит. Т. е. дефицит, конечно, существует. А вот проблемы с ним пока нет.

Не растет экономика потому, что не имеет стимулов для развития на своей собственной, внутренней базе. Единственное, что ее поднимает, — это внешняя конъюнктура, рост цен на нефть, металлы и некоторые другие предметы российского экспорта. И как только рост мировой экономики затормозился и перестали расти цены на российский экспорт, экономика России тоже перестала расти.

В экономике есть два внутренних мотора роста — рост потребления и рост инвестиций. Роста инвестиций у нас нет — и не предвидится в обозримой перспективе. И стимулов к инвестированию крайне недостаточно. Рост потребления Улюкаев и Ко предлагают окончательно заморозить.

Логично было бы действовать как раз наоборот – пытаться запустить внутренние «моторы» роста экономики, а не обрекать ее на полную зависимость от динамики внешнего спроса.

И, главное, зачем? Ради того, чтобы решить мифическую проблему бюджетного дефицита? Зачем ее вообще решать? Западные страны беспокоятся о дефицитах бюджета ввиду того, что госдолг приближается к критическим цифрам: почти везде он уже за 70–80% ВВП, а в ряде стран перевалил и за 100%. О чем беспокоиться России? Ее внутренний долг — 5%, а внешний — 3% от ВВП. Всего 8%. Проблемы госдолга в России вообще не существует!

Единственная неприятность от бюджетного дефицита — это бюджетная эмиссия и ее вероятные инфляционные последствия. Но и здесь-то не пойму, о чем беспокоиться.

1. Эмиссия денег растет, когда дефицит бюджета финансируется из Резервного фонда. Но он ограничен в размере и в будущем году уже исчерпается. Проблема исчезает сама по себе.

2.Эмиссия происходит при финансировании дефицита бюджета за счет внешних займов. Но параллельно растет валютный резерв ЦБР, который обменивает Минфину полученную из-за границы валюту на рубли.

3.При финансировании бюджета за счет заимствований на внутреннем рынке количество денег в обращении не растет. До тех пор, пока ЦБР не начинает гнать кредитную эмиссию под залог госбумаг. Но этот процесс абсолютно контролируем со стороны ЦБР — как процентными ставками, так и количественными ограничениями.

Таким образом, чисто монетарная эмиссия остается полностью под контролем ЦБР, и поводов для беспокойства у него просто нет: не стоит увлекаться внешними займами, и все.

Россия может спокойно еще лет 15 жить с нынешним уровнем бюджетного дефицита (5–6% к ВВП), и за это время ее госдолг едва ли достигнет современного уровня развитых стран. Нет проблемы с бюджетным дефицитом в России!

Но вот тут под руку говорят о дефиците Пенсионного фонда, который якобы губит бюджет. Разберемся, в чем эта проблема.

Дефицит ПФ — абсолютно рукотворная, а не демографическая проблема. И первая ее часть — это, конечно, осуществляемое нашим мудрым правительством повышение пенсий без источников его финансирования. Вторая часть — сама пенсионная реформа.

Суть пенсионной реформы в том, что часть денег изымается из ПФ для формирования накопительной части пенсий и передается в распоряжение государственного Внешэкономбанка для инвестирования (весь процесс чуть сложнее, но это совершенно несущественно). В прошлом году изъяли из ПФ 150 млрд рублей. В первом квартале этого — уже 270 млрд. Всего изъяли уже более 800 млрд рублей. И этот дефицит покрывается бюджетом.

Вся идея реформы состоит в том, что эта накопительная часть в будущем, лет через 20–40, позволит частично финансировать пенсии (после 2030 года, когда количество пенсионеров сравняется с количеством работающих). Но именно сейчас мы имеем просто чистые изъятия денег из Пенсионного фонда. И для того, чтобы закрыть/сократить проблему, правительство увеличивает налоги на зарплату в пользу Пенсионного фонда. И госчиновники постоянно возвращаются к теме повышения пенсионного возраста (чтобы выплачивать поменьше пенсий).

Негативное влияние пенсионной реформы на современную экономическую ситуацию понятно. Но все дело в том, что

провал пенсионной реформы тоже уже запрограммирован, простой цифрой: доходность пенсионных накоплений в ВЭБе за 9 месяцев 2009-го — 4,1%. Меньше инфляции. Россия открыто теряет пенсионные накопления!

Чтобы решить эту проблему, правительство приняло еще одно мудрое решение – о программе софинансирования пенсий: оно добавляет по рублю на каждый рубль добровольных пенсионных накоплений. Уже 3 млн 217 тысяч человек попались на эту удочку, не понимая, что эти 100% на старте их добровольных накоплений просто потеряются за 20 лет доходности ниже инфляции. Что хранить те же деньги на депозите в банке выгоднее. Очевидно, более разумным решением правительства было бы повысить доходность пенсионных накоплений. Но кому это надо? Чиновникам и так хорошо. А что будет через 20 лет, их не интересует.

Что мы имеем в итоге? Пенсионная реформа приносит на нынешнем этапе серьезные убытки и не решает никаких проблем в будущем. Может, тогда отменить эту пенсионную реформу? Просто вернув людям их пенсионные накопления, хотя бы по правилам расходования материнского капитала?

Итак, проблемы дефицита бюджета и пенсионного фонда абсолютно рукотворные, частью вообще надуманные, и бояться их совершенно нечего. Абсолютно ничего не случится с бюджетом России, если он будет дефицитным и будет продолжать финансировать дефицит Пенсионного фонда ближайшие лет 10–15. Так зачем же нужны все эти антисоциальные предложения госчиновников?

А просто не хватает фантазии понять ситуацию в целом. Понять причины. И все предложения сводятся к тому, что делать со следствиями...

Минфин видит, что все в мире планируют сокращать бюджетные дефициты и прикладывает это к нашей экономике. Не понимая, что бюджетный дефицит в России оказывает, скорее, благотворное воздействие на экономику, чем негативное. ЦБР крайне раздражается, видя неконтролируемую им бюджетную эмиссию со стороны Минфина (финансирование дефицита бюджета из Резервного фонда). И всячески толкает министра финансов Алексея Кудрина на сокращение дефицита бюджета. Вот и вся нынешняя экономическая политика.

Между тем решение многих проблем просто под самым носом. Просто для примера.

Давайте возьмем $400 млрд валютных резервов (оставим ЦБР $75 млрд на регулирование валютного рынка, это примерно 4-месячный импорт — вполне достаточно). Добавим сюда $90 млрд Фонда национального благосостояния. И все доходы от приватизации (за пару лет крупной приватизации легко наберем еще миллиардов 200 долларов). Может быть, 800 млрд рублей пенсионных накоплений. И, конечно, все поступления в валютные резервы ЦБР свыше 4-х месячного импорта. Итого – свыше полутриллиона долларов на старте и постоянное, ежегодное пополнение. И создадим настоящий суверенный фонд благосостояния по всем международно признанным правилами для таких организаций. Пусть фонд будет абсолютно прозрачен с избираемым правлением и внешними директорами (лучше иностранцами). А

может, лучше создать 2–3 фонда на аналогичных принципах и отдать их во внешнее управление, частью даже иностранное. И пусть этот наш фонд/фонды нормально инвестирует на мировом и российском рынке. А этими доходами будем покрывать дефицит Пенсионного фонда.

Аналоги есть. Китай в конце 2007 года выделил $200 млрд из состава своих валютных резервов и создал China Investment Corporation (CIC). За 2 года, несмотря на мировой экономический кризис, они превратились в $332 млрд (конец 2009). Доходность — свыше 30% годовых в долларах. Эксперимент явно оправдал себя, и сейчас Китай выделяет еще $300 млрд для этого фонда.

Для сравнения. Доходность инвестирования валютных резервов ЦБР за те же 2 года составила около 4% годовых в долларах. Это просто ничто, особенно если вспомнить о колебаниях курса доллара к мировым валютам в пределах 10–15%. Почувствуйте разницу!

Впрочем, оставим мечты. И законный вопрос — почему бы властям не сделать это?

Вернемся на землю. А здесь мы видим желание властей тупо задавить бюджетный дефицит. И прежде всего путем урезания социальных расходов. Оставим в стороне бессмысленность и даже вредность урезания бюджетного дефицита и посмотрим, что можно было бы зарезать/сократить/оптимизировать в бюджете и без сокращения социальных расходов:

1.Снизить коррупционность (для кого-то секрет, что 40–80% некоторых бюджетных статей просто разворовывается?). Совсем несложно, при желании: и так все наверху все знают. Правда, властям начать придется с себя — ограничить свои собственные аппетиты.

2. Двести с лишним миллиардов рублей, идущих как вклады в уставные фонды разных предприятий и банков. Вообще-то именно это (а вовсе не социальные расходы) — ползучая национализация экономики и воистину излишний социализм в бюджете.

3. Расходы на Олимпиаду-2014, саммит стран АТЭС-2012, планируемые чемпионаты мира по футболу и хоккею. Совершенно необязательные расходы, легко поддающиеся оптимизации (сокращению или полной ликвидации).

4. Излишние расходы на нацоборону, вызванные воспоминаниями «холодной войны», — и много еще чего.

Ничего этого делаться не будет (опять размечтался!).

Будет только то, что видят чиновники, а именно наступление на социальную часть бюджета и повышение налогов на бизнес. Для того чтобы продолжать оплачивать коррупцию, лишний социализм и различные имперские погремушки в бюджете.

А также усиленно финансировать силовые структуры государства. Все остальное — табу, не подлежащее обсуждению. Именно эти меры и станут содержанием экономической политики после выборов-2012, тем более что большинство такого рода мер сейчас просто откладывают. Но некоторые госчиновники и приближенные к власти экономисты постоянно зудят об их необходимости. Пытаясь представить такие меры неизбежными. Что, с моей точки зрения, полная чушь. Лечить надо, конечно, причины болезни, а не ее симптомы. И главная из таких причин — в голове: имперские пережитки и непомерная жадность высшей российской бюрократии.

Новости и материалы
В РФ арестовали активы американского JP Morgan
Лукашенко назвал условие вступления Белоруссии в войну
Найден новый фактор риска падений и переломов у пожилых
Латиноамериканская страна занимается проблемой недопуска россиян на рейсы Turkish Airlines
Бузова потребовала дом от ТНТ
Telegram блокирует аккаунты, которые осуществляют сбор координат для нанесения ударов
На Украине заявили, что делают все возможное, чтобы предотвратить возвращение россиян
Суд в Коми заочно арестовал российских оппозиционеров
В Мелитополе отказались от проведения Парада Победы в этом году
Минобороны США объявило о новом пакете военной помощи Украине
Байден пообещал, что США «не склонятся» перед Россией
Воспитательница подмосковного детсада избила ребенка на прогулке
Ученые создали вакцину против опасных для жизни супербактерий
Эксперты оценили рекомендованную Илоном Маском операцию против боли в спине
«Динамо» приблизилось к «Краснодару» после победы в матче РПЛ
Семья из Канады получила тело россиянина вместо погибшего на Кубе родственника
Лукашенко оценил новый военный транш США для Украины
Рупиям нашли применение
Все новости