Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Затяжной прыжок в хаос

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

Выдержит ли нынешняя политическая система России экономический кризис? Конечно, если кризис закончится завтра. Но есть ли какие-нибудь основания ждать этого?

Мировой экономический кризис и не думает заканчиваться. «Зеленые ростки» в американской экономике оплачены мобилизацией ресурсов со всего мира. Что, естественно, предполагает фактический экспорт кризиса Америкой. Но,

несмотря на высокую мобилизацию мировых ресурсов, все, чего удалось достичь США, — это приостановить падение и вселить оптимизм в финансовые рынки.

Но США до сих пор не перешли к экономическому росту. И, скорее всего, не перейдут в этом году. А мировые рынки, импортировавшие американский кризис, разумеется, ухудшили свои экономические показатели. В результате поводов для оптимизма не наблюдается. Фактически приходится ждать либо новой волны кризиса, либо длительной, на многие годы, рецессии (отсутствия экономического роста).

Российское экономическое чудо последнего десятилетия держалось на нефтедолларах и дешевых западных кредитах. Как только упали цены на нефть и прекратились кредиты, выяснилось, что внутренних стимулов к росту у российской экономики явно недостаточно, и она перешла в режим быстрого падения. И это падение только усугубилось российской экономической политикой. Она продолжает преследовать ложные в условиях кризиса цели — сильный рубль и снижение инфляции. Движение к ним только усиливает кризисные явления — спад производства товаров и услуг, сокращение доходов и потребления населения, падение инвестиционного спроса, рост безработицы.

Удивительно, но цели экономической политики в России не изменились с приходом кризиса, они остались от старой, докризисной жизни. Российские экономические власти будто не заметили кризиса.

Никакие резервы — бюджетные или валютные — не помогут отвязать российскую экономику от мировой динамики и не способны вытащить Россию из кризиса. Их наличие — во многом иллюзия. Все бюджетные триллионы рублей — это никакие не резервы, это просто фонд выведенных из обращения в «тучные» годы денег. Их использование — это бюджетная эмиссия (введение в обращение) денег. Просто сказка «Голый король». Все вокруг говорят, что в бюджете есть резервы, и бюджет сам начинает в это верить. А на деле — голая эмиссия денег через бюджет, ограниченная чисто формально размерами бюджетных фондов. Но фактически это ограничение становится «резиновым» при падении курса рубля — именно для этого большая часть бюджетных денег формально числится в валюте, а не в рублях.

А валютные резервы России совсем ей не помогают, как будто их и нет. Точнее, помогают, но не России. Ситуация анекдотичная: ЦБР вкладывает их в финансирование дефицита американского бюджета ($125 млрд на конец мая 2009 года), а вот вкладывать в финансирование дефицита российского бюджета эти деньги никак нельзя. Смешно сравнить эти цифры:

в финансирование американского бюджета за последний год Россия инвестировала сумму, равную доходам нашего федерального бюджета за последние полгода. Полгода российские налогоплательщики работают на американского потребителя. Именно это и называется импортом экономического кризиса. Это наш главный «импортный товар».

Так кому помогают российские валютные резервы пережить кризис — России или США?

На следующий год запланирована вообще выдающаяся финансовая операция: Россия (в лице ЦБР) вкладывает в американские и другие ценные бумаги под 1–2% годовых, и одновременно Россия (в лице бюджета) будет занимать деньги с рынка под 7–10% (в лучшем случае). Почему Россия должна терять миллиарды долларов на разнице процентных ставок? Явно наша проблема не в отсутствии денег, а в неумении ими распоряжаться. Кот Матроскин из известного мультика про такое говорил, что деньги-то у нас есть, ума у нас не хватает...

Ситуация с бюджетными и валютными резервами наглядно демонстрирует полную неспособность российских экономических властей применять хоть сколько-нибудь нестандартные способы борьбы с кризисом. Хоть сколько-нибудь подняться над ситуацией, осмыслить ее в целом.

А раз так, то самостоятельной политики у России нет (как она есть, например, у Китая — переключение экономики с внешнего спроса на внутренний). Вряд ли стоит ожидать от российских экономических властей резких изменений в экономической политике — они просто не способны к любым невынужденным изменениям.

Значит, затягивание или углубление мирового кризиса немедленно приведет к обострению проблем в российской экономике. Политика сильного рубля просто обрекает Россию на это. И тут возникает интересный вопрос — предположим, что экономический кризис продлевается на 3–5 лет. Каких изменений ожидать в российской политической системе?

Очевидная тенденция этого года — потеря процентов «Единой Россией». Думаю, осенняя волна региональных выборов ее закрепит. Пока эта потеря в основном в рамках существующей политической системы — в пользу думских оппозиционных партий. Работает «естественный предохранитель» в политической системе. Но недовольство народа продолжает нарастать по мере роста безработицы и падения потребления населения.

По всем канонам развала политической системы, в свое время классически описанным Лениным, должен усиливаться «кризис верхов».

Система политической вертикали имеет очень мало свистков, чтобы спускать пар социального недовольства.

Фактически Кремль и Белый дом не могут сейчас кивать на региональные власти — ведь это сами они их назначили, а значит, несут за них ответственность. Чтобы сваливать вину за экономические провалы на региональные власти, последние должны быть не назначены, а избраны. Сами региональные власти с восторгом воспримут любое движение в этом направлении — оно же дает им больше свободы от Москвы. В результате возврат к системе выборов губернаторов оказывается выгоден регионам и приемлем для Москвы. Скорее всего, 2010–2011 годы пройдут под знаком движения к возврату выборов губернаторов.

Но если произойдет возврат к выбору губернаторов — это в условиях продолжающегося экономического кризиса будет означать резкое усиление «кризиса верхов» — появление на политической арене относительно самостоятельных региональных политических лидеров. Они будут перекладывать все экономические провалы на центр, так же, как и он — на регионы.

Выборы в региональные законодательные собрания начнут выходить за рамки существующей политической системы — проценты будут «уходить» не столько официальной оппозиции, сколько политическим силам, ориентированным на региональные экономические и политические интересы.

Региональные лидеры по мере обретения самостоятельности будут все смелее выходить и на федеральную политическую арену. И

к 2012 году вполне может сложиться ситуация, когда на новый шестилетний президентский срок будет выбран человек не из нынешней кремлевской элиты, которая, несомненно, изменяла этот срок «под себя». А, например, кто-то из региональных лидеров.

Уже сам процесс выдвижения в президенты способен преподнести немало сюрпризов. Выборы могут стать не столь дирижируемыми. А их результат — непредсказуемым. Фальсификации на выборах могут обернуться против самих фальсификаторов, а административный ресурс — против нынешних администраторов (ведь значительная часть этих ресурсов находится, или будет находиться, под определяющим влиянием региональных лидеров).

Существующая политическая система очень жесткая, она почти не имеет систем обратной связи с избирателем, выходов для народного недовольства. И если экономический кризис будет затягиваться, то существующие политические власти все сильнее в глазах населения будут ответственны за кризис, не важно идет речь о ныне действующем лидере или о том, который, по мнению некоторых, хотел бы вернуться в Кремль «на белом коне». Население будет смотреть по сторонам, а активизация политической жизни приведет на избирательные участки большее количество людей, чем это было в последние годы.

Эволюция центральной политической системы, скорее всего, будет двигаться в направлении все большего ужесточения, контроля над СМИ, интернетом, финансовыми потоками, частной жизнью граждан. В направлении все большей монополизации экономической и политической жизни.

Жить в стране будет становиться все менее и менее уютно. И единственной «зоной свободы» могут стать именно губернаторские выборы.

Но регионализация в России — не безобидный процесс. И хотя, несомненно, это движение в сторону большей демократии, это и движение в сторону политического хаоса. СССР фактически распался именно в результате «кризиса верхов» — авантюры части кремлевской власти (ГКЧП). Именно вакуумом власти воспользовались республиканские лидеры, подписавшие Беловежские соглашения. И, кто знает, как далеко может зайти регионализация России, если нынешние (или избранные в 2012 году) центральные власти, испугавшись возможных результатов выборов, рискнут прибегнуть к аналогичным авантюрам с введением какого-нибудь «чрезвычайного» положения и отменой выборов...

Новости и материалы
Ролевой экшен Kingdom Come Deliverance II переведут на русский язык
Власти Липецкой области сообщили об угрозе атаки БПЛА
Во Франции нашли загадочную древнюю постройку уникальной формы
Молния повредила взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
На Украине заявили о повреждении инфраструктуры порта Южный
Низкий уровень тестостерона не обязан ухудшать либидо, заявил врач
Раскрыты подробные характеристики iPhone 16
Назван правильный размер порций хлеба и каши
Посольство РФ объяснило, почему Россию не позвали на памятную церемонию в ФРГ
В Петербурге волонтеры предложили хозяину истощенной собаки помощь и были избиты
Боец ММА пнул ринг-герл прямо перед боем
БПЛА сбили над Белгородской областью
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Развеяно популярное заблуждение о психопатах
Все новости