Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Ростки самообладания

25.08.2005, 13:00

Для того чтобы вновь начать укрепляться на постсоветских просторах, России ничего специально делать не надо. Надо только отказаться от химер.

Когда программные заявления о приоритетном направлении внешней политики делает анонимный источник, это многое говорит об особенностях государственного менталитета. Особенно если «высокопоставленный представитель, пожелавший остаться неназванным», выступает не со скандальными или провокационными заявлениями, которые могли бы оправдать анонимность, а с вполне разумными и содержательными оценками. Как будто бы именно таких заявлений власть имущие отчего-то стесняются.

Как бы то ни было, размышления источника, изложенные во вторник РИА «Новости» под заголовком «Россия кардинально меняет политику на постсоветском пространстве», ничего «кардинального» не содержат. Просто до сих пор население предпочитали не травмировать сообщением о том, что никакого восстановления великой державы в границах, хотя бы частично совпадающих с конфигурацией до 1991 года, нет и не предвидится. Впрочем, широким массам граждан России об этом и сейчас неизвестно, ведь не к ним же обращается неназванный чиновник…

То, что прошлогодняя украинская катастрофа стала переломным моментом для российской политики на постсоветском пространстве, стало ясно довольно быстро. Правда, официальная пропаганда не торопилась менять великодержавную тональность, а западные СМИ и политики не уставали находить в действиях Кремля все новые проявления имперских амбиций.

Но реальная (а не декларативная) линия поведения свидетельствовала об обратном: взят курс на сворачивание попыток политического влияния, во всяком случае в прежнем понимании.

Примирение, по крайней мере, внешнее, с «оранжевой» Украиной, договор о выводе баз из Грузии, спокойное отношение к антироссийскому пафосу молдавского президента, нежелание вовлекаться в киргизские события… Наконец, предельно откровенное заявление президента Путина об истинной сущности СНГ (механизм развода, остальное — «шелуха и болтовня»). Все это сопровождалось периодическими словесными перепалками с соседними режимами и весьма жесткой риторикой, но на деле не оставляло сомнений в намерении Москвы избавиться от непосильного геополитического бремени.

Поддержание химер — занятие с высоким уровнем издержек.

Одновременно было понятно, что, признавая неприятную политическую реальность, Россия развязывает себе руки в том, что касается экономического сотрудничества с бывшими союзными республиками. Все оказалось очень просто: стоит прекратить тешить себя великодержавными иллюзиями — и тут же выясняется, что большинство стран СНГ заинтересовано в России больше, чем она в них. Сила энергетического рычага в том, что ему крайне трудно что-либо противопоставить. Нужду в энергоресурсах в отсутствие действующей альтернативы (а пока ее нет) невозможно покрыть прозападными заклинаниями или эффектными политическими жестами.

До тех пор пока Россия претендует на что-то особое в любой из стран-соседей, использование энергетического инструмента воспринимается всеми внешними наблюдателями как шантаж в политических целях.

Если же Москве ничего не нужно, кроме денег по мировым ценам, возражать затруднительно.

Конечно, Украине, например, есть что ответить — вести жесткий торг по широкому кругу экономических вопросов. А Кишинев может предъявить, скажем, требование компенсации за преступления коммунизма по примеру стран Балтии. Но исход торга не очевиден, добиться же компенсаций вовсе нереально.

Правда, вокруг России с участием ее бывших союзников строятся разного рода геополитические схемы, в центре которых — стремление проложить альтернативные энергетические и транзитные маршруты. Москве это не может нравиться, поскольку ослабляет тот самый последний из оставшихся у нее реальных рычагов воздействия. Однако на данную перспективу тоже надо смотреть в духе прагматизма, а не идеологии.

Необходимость поиска все новых источников энергии станет главной проблемой, с которой развитый мир (включая такие бурно растущие страны, как Китай и Индия) столкнется в XXI веке. Предложение Москвы сделать энергетическую безопасность главной темой российского председательства в «большой восьмерке» в 2006 году полностью отвечает интересам всех.

Однако следует отдавать себе отчет в том, что закупорить возможные альтернативы, сохраняя за Россией нынешнюю роль «диспетчера» евразийских энергопотоков, не удастся: слишком велико будет давление со всех сторон.

В свое время по политическим причинам Кремль настоятельно рекомендовал отечественным компаниям выйти из проекта трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. В результате труба все же запущена, но совсем без России. Спрашивается, что лучше — присутствие в конкурирующем проекте или отказ от всякого участия?

Подобная дилемма встанет еще не раз — и в связи с Каспием, и по вопросу центральноазиатских ресурсов, не имеющих пока выхода на рынки, и вокруг планируемых транзитных коридоров. Про- или антироссийский настрой тех или иных государств здесь ни при чем: есть растущий спрос и есть потенциальное предложение, которые будут искать друг друга. Можно пытаться препятствовать этому с перспективой в конце концов не удержать давление, а можно искать свое место в этом объективном процессе.

Допустим, России удастся на то или иное время заблокировать альтернативные проекты. Тогда возникает вопрос, насколько сама Москва готова предложить партнерам новые возможности.

Так, можно возмущаться альтернативными транспортными коридорами, но, пока Россия не способна существенно усовершенствовать и развить свой транзитный потенциал, доведя его до современных стандартов и предлагая выгодные и надежные условия перевозчикам, все это не возымеет действия.

Еще один аспект новой ситуации (если, конечно, изреченное источником будет последовательно воплощаться в жизнь) состоит в том, что при правильном отношении к прозападной ориентации соседей она становится заботой не Москвы, а их самих.

Потому что, как бы зловредные иноземные стратеги ни стремились изолировать и окружить Россию, они не способны, да и не собираются решать экономические проблемы новых союзников.

Тем более в нынешней ситуации, когда и Европейский союз, и Соединенные Штаты погружены во множество собственных проблем. Если раньше в СНГ себя дискредитировали режимы, лояльные России, то теперь та же участь грозит режимам прозападным, и ничего специального Кремлю для этого делать не надо.

Главное — держать себя в руках и не впадать в панику по поводу «цветной заразы» по периметру российских границ, которая якобы вот-вот выплеснется в Россию.

Правда, до такой степени самообладания «анонимные источники», судя по всему, пока не дозрели.