Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Следуйте за мной!

05.03.2013, 11:22

Андрей Колесников анализирует пьедестал почета русского твиттера за февраль: золото Навального, серебро Астахова, бронзу Маркина

Скажи мне, чей ты фолловер, и я скажу, кто ты. Правда, фолловеры в твиттере необязательно последователи той или иной фигуры – они реагируют на новость и на фразу, событие и изреченную глупость (мудрость).

В состоянии сознания пользователей сети, равно как и в характере топ-новостей многое объясняет пьедестал почета твиттера за февраль: золото – Алексей Навальный, серебро – Павел Астахов, бронза – Владимир Маркин, споуксмен Следственного комитета (СК).

Впрочем, вряд ли фолловеры, в буквальном переводе – последователи, были бы рады команде генерал-майора юстиции Маркина «Следуйте за мной!». Но приходится мириться с тем, что говорящая голова разящего орудия режима — теперь один из основных ньюсмейкеров набирающей мощь сети.

Согласно недавнему исследованию ФОМа, пока 10% аудитории получают информацию из форумов, блогов, социальных сетей (при этом новостные интернет-сайты с показателем 26% опередили «сарафанное радио» и просто радио, сравнявшись с печатной прессой). Но со временем становится все больше потребителей информации, которые состоят из линков и лайков: полтора года назад «соцсетевиков» было всего 7%. Майский опрос того же ФОМа показал, что среди пользователей интернета 63% — читатели новостей (за два года прирост в 9 процентных пунктов) и 59% — людей, общающихся в сетях – рост составил те же 9%. (На осень 2012 года показатель проникновения интернета среди взрослого населения России – 52%, или 61,1 млн человек.)

Информационные предпочтения сети отчасти совпадают с совокупной информационной картинкой – во всяком случае, для широкой аудитории в феврале не было ничего важнее метеорита и детско-сиротской темы. Последний сюжет благодаря Астахову оказался не менее важным и в социальных сетях. А

Навальный и Маркин «завели» аудиторию разоблачениями – «пехтингом» и ответом власти – информацией «антинавального» содержания. Назовем этот столь специфический жанр устного антинародного творчества «маркингом».

Разумеется, бронзовым королем сети споуксмен СК стал благодаря тому, что начал троллить Навального и искупался в лучах его славы. Но логично предположить, что у Владимира Маркина как у ловца фолловеров теперь большое будущее. Кроме Навального, есть еще масса интереснейших сюжетов, а Следственный комитет у нас печет новости, как конвейер Форда – автомобили.

Симптоматично, что в горячей десятке, например, такие разные персонажи, как Сергей Удальцов, производитель экстравагантных новостей; вице-премьер, соловей военно-промышленного комплекса Дмитрий Рогозин, работающий с интернет-аудиторией на свое политическое будущее (правда, состоится оно или нет, решать отнюдь не интернет-аудитории); посол США в России Майкл Макфол, интерес к социально-сетевой активности которого отражает нездоровое увлечение части аудитории проблемами ненавистных Штатов; и такая, можно сказать, неконъюнктурная величина, чтобы не сказать – константа, как Ксения Собчак. А скажем, появление в тор-10 уполномоченного МИДа по правам человека Константина Долгова можно объяснить высокой конъюнктурой «детских вопросов». В этой ситуации и мать всех матерей русских Ирина Бергсет могла бы стать одним из лидеров информации в соцсетях.

В общем и целом скандал с последующим разоблачением стал не столько ключевой темой, сколько главным жанром социальных сетей. Производители скандалов ведут за собой читателей-фолловеров. Хотя мобилизационные возможности могут оказаться ограниченными. За Маркиным ходить опасно. Астахов заведет вообще куда-нибудь не туда. За Рогозиным пойдешь – орала перекуются на мечи. Удальцов заведет в фонтан.

В этом смысле соцсети мало чем отличаются от желтой прессы, хотя скандалы здесь носят политизированный характер, а герои – как бы околополитические персонажи.

Но информповоды – жутковатые. Как и вся наша «политическая» действительность.

Когда-то Владимир Набоков мечтал о стране, где портрет правителя не превышал бы размеров почтовой марки. Можно помечтать о твиттере, где лидерами будут не Астахов или Маркин, а выходцы из иных – более духовных и интеллектуальных сфер. Но для такого твиттера нужен другой глобус.