Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Канал имени Moscow'ы

07.06.2005, 11:08

Чем хуже дела в отечестве, тем больше бюджеты, направляемые на государственный пиар. Госпиарщикам показалось мало российских зрителей, и они начали поиски новой аудитории за рубежами России, учредив канал Russia Today (RTTV). Задача канала хотя и не простая — очистить образ «немытой» России, зато имеющая богатые традиции: в этом смысле весьма показательно, что персонал «Голоса Кремля» вселился в здание АПН, в свое время активно перевоспитывавшего в духе марксистско-ленинского учения дружественные и недружественные зарубежные страны. И помогло это Союзу Советских Социалистических Республик?..

Реклама

Возрождается целая забытая профессия. Казалось бы, специалисты по иновещанию и инописанию — мертвая специальность. И это правда, потому что секреты старых мастеров уже давно забыты и в новых обстоятельствах неэффективны. Отсюда и резкое омоложение менеджмента нового иновещания. Цинизм молодости и чуткое руководство государственных идеологов дадут на выходе феерический продукт в жанре «искусство для искусства».

Потому что трудно себе представить реального потребителя абсолютно виртуального продукта, пропагандирующего то, в существование чего в англоязычном мире просто по определению не верят, а именно светлый образ вегетарианской России.

Самое интересное, что все вышеперечисленные сомнения отнюдь не отменяют задачу по исправлению имиджа России. Но пропагандировать можно только то, что существует в действительности. Кто после дела Ходорковского поверит в стабильность, устойчивость, неизменяемость правил игры на российском рынке? Никакой телевизор, никакой канал имени Москвы не переубедит иностранных инвесторов в том, что Россия — это что-то иное, нежели «водка-матрешка-мороз-нефть-мафия-Путин-Ходорковский». Но как только в инвестиционном климате наступят реальные, а не телевизионные положительные изменения, инвесторы это почувствуют немедленно без всякой пропаганды.

Вот тогда-то и настанет момент для настоящей пропаганды. Только для того чтобы она стала эффективной, надо сначала определить экономические правила игры, затем обеспечить им политическую поддержку и лишь потом задумываться о конкретном пиаре конкретных полезных свойств продукта под названием «Россия». И телевизор здесь будет играть последнюю роль — это вам не электоратом внутри страны манипулировать, тут действуют совершенно другие, абсолютно практические технологии, предполагающие предоставление столь же практической, в основном экономической информации.

Государство поверило в волшебную силу телевизионного слова, потому что в последние годы оно привыкло управлять страной, формировать общественное мнение и выигрывать выборы именно с помощью изображений на голубом экране. (В этом контексте показательно, что средства вкладываются не в радио, не в аналог радио «Свобода» или «Голоса Америки», а именно в телевидение.)

Но методы, доказавшие свою профпригодность в границах страны, абсолютно бессмысленно применять за ее пределами. Пока западному зрителю не нужны картинки с выставки достижений народного хозяйства.

Ему нужны кредитные истории, четкое описание тактико-технических характеристик субъектов экономики, консультации юристов по поводу того, как обвести вокруг пальца русскую бюрократию и как вести себя в экстремальных ситуациях, советы специалистов по русскому GR по поводу того, как попасть к начальнику повыше, чтобы использовать его в качестве живого щита в битвах с налоговыми органами и представителями прокуратуры.

Влияние на политический и внешнеполитический истеблишмент сугубо телевизионными средствами тоже невозможно оказать. Канал собирается «отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики». Зачем? Она и так отражается в словах и делах высшего российского руководства.

И главными проблемами иновещателей станут именно «трудности перевода» каких-нибудь «сортиров» и «ушей мертвого осла» с русского иносказательного на общедоступный английский.

Результат перевода, трансформация ИНОсказания в ИНОвещание, может скорее отпугнуть иностранных коллег, нежели эмоционально вовлечь их в процесс сопереживания вместе с русскими последствий утраты ими былого имперского величия.

Клеймо официальной пропаганды будет преследовать новое экспортное пиаровское начинание российских властей. Стоит ли тратить столько денег на то, чтобы немного поразвлечь бывших советологов и кремленологов и дать им пищу для новых спекуляций и, не побоюсь этого слова, инсинуаций?

Просмотрев передачи канала имени Moscow'ы, иной англоязычный обыватель, будь он хоть негром преклонных годов, хоть белым англосаксом протестантского вероисповедания, оторвет свои чресла от кресла и прокряхтит задумчиво классическую фразу: «Oh? Those Russians!» И больше ничего. Это ли цель российского государственного пиара, ориентированного на зарубежную телевизионную аудиторию?