Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Статистика во хмелю

Независимый обозреватель

Рост реальных доходов среднего класса не касается.

К известным вопросам русского интеллигента Госкомстат добавил еще один: «Как получается, что реальные доходы россиян по официальным данным растут на 10% в год, но на себе это совершенно не заметно?». Взгляд на эту проблему сквозь призму пивного стакана позволяет внести некоторую ясность. За первые восемь месяцев 2004 года рынок пива тоже вырос примерно на 10% в год — по данным Российского союза пивоваров, на 11,8%. В первую очередь за счет увеличения спроса на дорогое пиво сегмента «премиум», объемы продаж которого выросли на 21,5%.

Подобная тенденция — более высокие темпы роста дорогого сегмента — характерна для рынка вот уже в течение нескольких последних лет. В результате с 2002 по 2004 год доля пива премиум в общем объеме производства выросла с 22,6 до 29,1%.
В последние месяцы, впрочем, у рынка появился новый фаворит. Достаточно быстро растут также и продажи дешевого — «народного» или «дисконтного» — пива. Только за третий квартал 2004 года его доля на рынке выросла с 12,8 до 13,8%. Продажи пива среднего ценового сегмента растут куда медленней, и оно теряет свою долю рынка. Если два года назад на него приходилось 67% рынка, то теперь лишь 57%. Ниша дешевого пива за тот же период времени выросла с 10,1 до 13,8%, увеличившись примерно на 30%. Примерно теми же темпами расширялся и сегмент пива дорогого.

Конечно, пути развития рынка во многом определяют пивоваренные компании, в первую очередь продвигающие сорта «премиум» (это им выгодней, так как выше рентабельность). Однако они явно не всесильны. Вряд ли будет большой ошибкой предположить, что дешевые сорта пьют в основном те, кто выбирает напиток, исходя из соотношения рубль-градус (или рубль-литр), то есть люди, ограниченные в средствах, которые не могут позволить себе каких-либо излишеств. То есть попросту люди бедные. Напротив, дорогое пиво позволяют себе, как правило, те, для кого фактор цены стоит на одном из последних мест. Средний ценовой сегмент — ниша тех, для кого важны и качество, и цена.

Из статистики явно видно, что наиболее быстро рос спрос на дорогие и дешевые сорта пива. Из чего можно сделать вывод, что рост доходов в последние годы, о котором рапортует Федеральная служба по статистике, в первую очередь затронул богатых и бедных граждан России.

За счет именно этих групп и растут средние по стране цифры, а средний класс, представители которого и задаются, как правило, вынесенным в начало вопросом, процесс увеличения доходов населения затронул в наименьшей степени.

Вывод, сделанный на основании пивной статистики, официальная не опровергает. Постоянно растет, пусть и микроскопически, доля 10%; наиболее обеспеченных семей в общем объеме денег, полученных россиянами, скажем, за 2003 год, по данным Госкомстата, она увеличилась с 29,6 до 30%. Доля 20% самых богатых выросла за тот же период с 46,3 до 46,6%.

Доходы богатых увеличиваются быстрее всего. «Средними по больнице» темпами растут доходы бедных семей — соответственно, их доля в общем количестве денег, полученных россиянами, неизменна. Относительными аутсайдерами являются представители среднего класса, то есть и не богатые, и не бедные. Их доходы тоже растут, но медленней, чем по стране в целом.

Первые два сегмента быстро растут и у федеральных статистиков, и у пивных, последний проваливается у обоих.

Похоже, что и те и другие описывают примерно один и тот же тренд. Однако в масштабах имеются существенные расхождения: там, где Госкомстат фиксирует отклонения в доли процентов, статистика рынка пива вопиет о драматических изменениях.

Любопытно, что абсолютным лидером низшего ценового сегмента является «Жигулевское», а в сегменте «премиум» — лицензионные бренды. С известной натяжкой можно утверждать, что потребители дешевого пива, как правило бедные люди, ощущают себя гражданами СССР, а те, кто пьет напитки подороже, — гражданами мира. У среднего класса наибольшей популярностью пользуются бренды с ярко выраженным местным колоритом. В среднеценовом сегменте хитами в 2004 году стали такие марки, как «Самара» или «ДВ»: рост их продаж составил 314 и 428% соответственно. Дело, понятно, не в том, что кто-то пытается в своих корыстных целях ретушировать действительность. Просто официальная статистика определяет богатство или бедность с точки зрения доходов, математически отмеряя верхние и нижние 10-20%.

Рыночная статистика опирается на расходы граждан, может быть даже несколько по-житейски обобщая, кто что может себе позволить и в конечном счете пьет.

Новости и материалы
Turkish Airlines выпустила памятку для путешествующих транзитом через Стамбул россиян
Прозоров раскрыл детали покушения на него СБУ
В Татарстане рассказали о новой вредоносной субкультуре с Запада
Глушаков рассказал, что сделал бы с Промесом на месте «Спартака»
Татьяна Буланова попросила не спрашивать ее про долги мужа
В НАТО заявили, что не ищут конфликта с РФ, но намерены больше тратить на оборону
В Брянске суд избрал меру пресечения готовившему теракт жителю
Движение по Крымскому мосту возобновили
Возлюбленная Гуфа ответила матом на вопросы о замужестве
В США призвали реформировать WADA
«Подхватила вирус в Дубае»: дочь Заворотнюк о самочувствии после болезни
Apple объявила дату новой презентации
Врачи рассказали о самочувствии американки с «маской Бэтмена» после первой операции
В Харькове произошел взрыв
Пригожин объяснил поведение Кологривого
В Москве десятилетний ребенок попал в больницу после наказания тренера
Мишустин заявил о росте доходов бюджета России
В РПЦ обвинил Эстонию в религиозном преследовании православия
Все новости