Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Приватизация не по Чубайсу

09.10.2003, 14:11

Аэропорт Шереметьево — главный аэропорт страны, ее воздушные ворота — и правда, несколько отстал от жизни, что ли. На дворе уже XXI век, а Шереметьево как будто до сих пор живет в 1980-х. Как-то даже неудивительно, что, например, в бывшие союзные республики самолеты до сих пор вылетают из Ш-1 — внутреннего аэропорта, а не из Ш-2 — аэропорта международного. Никого, по большому счету, не удивляет, когда Шереметьево попадает в число худших аэропортов мира. Скажем, недавно аэропорт попал в Top 5 наиболее непривлекательных терминалов по версии www.msn.com. Этот рейтинг был составлен по отзывам посетителей ресурса, которые были, в частности, шокированы шереметьевскими таможенниками, носильщиками, таксистами, да и мрачной обстановкой аэропорта в целом. Надо отметить, что голосовавшие на сайте — по большей части американцы — еще не знакомы с прелестями внутреннего терминала Шереметьева-1, где ко всему вышеперечисленному стоит прибавить фантастические очереди и буквально давку при посадке на рейсы.

До тех пор пока Шереметьево не имело конкурентов на родной земле, с этим волей не волей приходилось мириться — казалось, что по-другому в Москве и быть не может. С появлением Домодедова оказалось, что добираться до города можно на более или менее комфортной (по деньгам — в сравнении с таксистами и по удобству — в сравнении с автобусами, курсирующими до метро) электричке, а попасть на внутренний рейс можно без утомительной толкотни и стояния в очередях. Этот терминал оказался гораздо более удобным и для авиакомпаний, которые одна за другой стали переносить свои рейсы из Шереметьева, — British Airways, Swiss Air, «Трансаэро» и многие другие компании. Оставшиеся в Ш — например, Air France или Lufthansa — имеют свой бизнес либо в прилегающей к аэропорту зоне, либо связаны соглашением с «Аэрофлотом», которому Шереметьево определено как базовый аэропорт.

Короче говоря, Шереметьево — грязный, отсталый, неудобный для пассажиров и авиакомпаний аэропорт, теряющий свою долю рынка в пользу других терминалов. Действительно, в нем надо что-то менять.

Печально, однако затеянный правительством тендер не имеет к вышеописанным проблемам никакого отношения. Просто около года назад выяснилось, что Шереметьево может приносить прибыль не только, скажем так, традиционным хозяйствующим в аэропорту субъектам.

Бесхозный в течение десятка лет аэропорт стал хорошим примером того, какова была реальная альтернатива приватизации по Чубайсу. Вместо организованного разгосударствления в Шереметьеве прошло стихийное. В результате сегодня Шереметьево, например, не распоряжается своей территорией в полном объеме — часть арендаторов занимают площади по договорам с Москомимуществом. Некоторые услуги — например, по дозаправке самолетов — оказывает уже не сам аэропорт, а частные фирмы, доля Шереметьева в которых далека от 100%, а порой даже и от 25%. Около десяти лет ситуация, казалось, устраивала всех. Хозяйствующие в аэропорту субъекты получали прибыли, государство, владеющее 100% Шереметьева, не получало ничего — как , собственно, и от своего участия в сотнях и тысячах предприятий.

Около двух лет назад генеральным директором Шереметьева был назначен Сергей Беляев, бывший лидер думской фракции «Наш дом — Россия», в XXI веке как-то оставшийся не у дел. В амбициозности ли Беляева оказалось дело, либо ему просто повезло с командой, однако уже в первый год работы гендиректора доходы Шереметьева составили $22 млн. На второй год они должны были удвоиться — за счет перезаключения договоров с арендаторами, запрета на расчеты наличными, например, за топливо, более активного, чем ранее, участия в управлении «дочками» и т. д. В принципе, и $45 млн в год не предел. В мировой практике доход в $10 с пассажира считается для международных аэропортов вполне нормальным. Через Шереметьево ежегодно проходит около 10 млн пассажиров, так что финансовый поток управляющей компании аэропорта вполне может составить порядка 100 млн долларов.

С отставкой Беляева осенью минувшего года ситуация в Шереметьеве была законсервирована: подготовленные к перезаключению договоры не перезаключались и так далее. Зато началась подготовка к конкурсу по выбору управляющей компании. Сейчас он вступил в решающую фазу: у кого из претендентов окажется мощнее административный ресурс, под того и будут написаны условия конкурса.

Наверное, не так уж и важно, кто именно победит в конкурсе управляющих компаний. Будет ли это АФК «Система» — в таком случае «московская» бизнес-группа будет управлять уже двумя аэропортами, что, возможно, даст какую-то синергию. Или, допустим, «Аэрофлот» в альянсе со своим акционером, Национальным резервным банком, — тогда авиакомпания получит в управление базовый аэропорт, что всегда позитивно сказывается на ее капитализации. Или же победит группа » Альфа», не имевшая каких-либо интересов в авиабизнесе до тех пор, пока не организовала этот конкурс.

Кто бы из этих трех претендентов в итоге ни победил, есть мнение, что цена вопроса будет значительно ниже $380 млн. Именно в эту сумму был оценен 100-процентный пакет акций Шереметьева в 1998 году, когда аэропорт планировали банально продать.

Михаил Касьянов дал распоряжение Минимуществу провести конкурс по отбору управляющей компании до 1 декабря. Новая управляющая компания аэропорта Шереметьево появится за неделю до думских выборов, вслед за которыми пройдут и президентские, и есть мнение, что после них в стране будет уже другой премьер-министр. Чего время терять?