Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

День глубокой страховой пенетрации

30.06.2003, 17:48

Страховые компании ждет большой куш. Число потенциальных клиентов программы обязательного страхования автогражданской ответственности составляет более 20 млиллионов — во всяком случае, столько в России владельцев машин. Соответственно, общий объем сборов может составлять $2–3 млрд в год, причем с учетом темпов роста российского авторынка эта цифра будет прирастать год от года на $400 млн.

Реклама

::: Однако сорвут этот куш далеко не все. Лицензии на осуществление этой деятельности получили немногим более полусотни страховых компаний — если считать головную и все дочерние фирмы «Росгосстраха» одним страховщиком. Если же вычесть из этого списка кэптинговые компании, созданные для обслуживания лишь одного, но очень крупного юридического лица, например, такие структуры, как СК «Сургутнефтегаз» или СК «Транснефть», получится и того меньше. По большому счету, понятно, что и региональные компании — каковых в списке получивших лицензию около половины — смогут конкурировать с крупнейшими российскими страховыми группами в рамках своего региона, в лучшем случае — федерального округа.

Таким образом, значительная, если не большая часть из 20 миллионов потенциальных клиентов — то есть владельцев транспортных средств, — вероятно, будут распределены между десятком крупнейших страховых компаний России. В принципе, для каждой из них это уже сама по себе неплохая прибавка к страховым сборам. Если предположить, что на долю крупнейших компаний придется, скажем, половина страховой премии по этому виду страхования, то в сумме они получат не менее $1 млрд.

Для сравнения: весь рынок добровольного страхования, отличного от страхования жизни, составил в 2002 году всего 134 млрд рублей, или около $4,3 млрд, размазанных на 1193 страховые компании. Таким образом, только на «автогражданке» лидеры рынка будут собирать на порядок больше, чем средняя российская страховая компания.

Причем этим только их доходы не ограничатся. Перед введением этого обязательного вида страхования страховщики уверяли общественность, что особой прибыли от него получать не будут. Во-первых, правительство введет низкие тарифы. Во-вторых, свое страховщики «доберут» после того, как их клиенты, ознакомившись с уровнем сервиса страховых компаний, начнут заключать договоры страхования — прежде всего, от угона и ущерба транспортного средства — уже на добровольной основе.
По первому пункту, впрочем, сегодня есть вопросы. Действительно, для некоторых категорий владельцев автотранспортных средств обязательный полис окажется даже дороже добровольного (причем добровольные с 1 июля действовать не будут).

По второму вопросов не возникает. По данным исследования компании Synovate, в столице около 48% автовладельцев намерены приобрести полисы страхования от ущерба автомобилю либо «автокаско» (угон + ущерб) в течение ближайших 12 месяцев. Для сравнения: исследование проведенное ГФК «Русь» по заказу «Ингосстраха» показало, что на начало 2003 года держателями полисов от ущерба либо «автокаско» в Москве являлись 35% владельцев автомобиля.

Даже с учетом того, что реальное поведение потребителей отличается от декларируемого в опросах, потенциал роста налицо. Причем, из кого будут выбирать себе страховщика эти 13% потенциальных клиентов (разность между 35% уже имеющих полис и 48% желающих его приобрести), понятно — из тех компаний, с которыми они будут иметь опыт работы. То есть из фирм, которые более других продвинутся на рынке страхования АГО. А стоимость полиса «автокаско» уже значительно выше, чем цена страховки по автогражданской ответственности. Регионы сулят страховщикам, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке «автогражданки», еще большие возможности. Это в Москве каждая третья машина застрахована от угона и ущерба, а в среднем по России этот показатель составляет, по данным ГФК «Русь», 10,4%.

Набранная компаниями клиентская база будет весьма кстати и при появлении новых массовых страховых продуктов.

Например, Госстрой продвигает идею об обязательном страховании жилья. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что список компаний, которые получат право на обязательное страхование, будет процентов на 80 пересекаться с тем, который сформирован для АГО. А значит, кто снимет сливки и с этого рынка тоже.

Весьма похоже, что лет через пять страховый рынок поделится на две неравные половины. Десять-двадцать компаний будут абсолютно доминировать на нем, собирая почти всю страховую премию. Остальные 1150 существовать не будут — во всяком случае, в сознании подавляющего большинства россиян.