Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Русские готовы простить русских

18.11.2003, 18:24

Сейчас в Москве архиепископ Берлинский и Германский Марк — во главе официальной делегации РПЦЗ. Архиепископ Марк — этнический немец и правая рука недавно избранного первоиерархом РПЦЗ митрополита Лавра.

Русская православная церковь (РПЦ) считает, что исторические причины для ее разделения с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ) исчезли: ведь РПЦ и РПЦЗ по происхождению — одна и та же церковь, разделенная во времена коммунизма; теперь коммунизма нет, и неединое существование двух частей целого ничем более не оправдано. Позиция РПЦЗ: РПЦ должна бы покаяться, раз в страшные моменты своей советской жизни пошла за безбожной властью и потакала ей в ее жестокостях.

Предшественник митрополита Лавра, 92-летний митрополит Виталий, об объединении РПЦ и РПЦЗ и слышать не хотел.

Визит архиепископа Марка, горячего сторонника объединения двух церквей, — первый в истории РПЦ и РПЦЗ визит такого уровня, прежде случались только частные или деловые поездки в Россию архиереев и клириков РПЦЗ. Приглашение патриарха Московского и всея Руси посетить Россию во время визита в США передал митрополиту Лавру не кто иной, как Владимир Путин.

Дополнительное обстоятельство: визит архиепископа Марка проходит накануне Всезарубежного совещания духовенства и Архиерейского собора РПЦЗ (с 8 по 12 декабря в небольшом городке Наяке неподалеку от Нью-Йорка). Этот съезд священнослужителей представляет собой управляющий орган РПЦЗ и определит направление развития церкви на несколько лет вперед.

Архиепископ Марк там будет основным докладчиком, название доклада – «Путь Зарубежной православной церкви в прошлом и будущем», а содержание такое: архиепископ расскажет, что он остался доволен увиденным в России, и примется настаивать, чтобы начать – в любой форме — процесс объединения двух церквей.
На это же совещание приглашены два докладчика от РПЦ — архимандрит Тихон (тема: «Монастыри и монашеская жизнь в современной России») и протоиерей Георгий Митрофанов (тема: «Новые мученики и исповедники Российские»).
Оба доклада чрезвычайно примечательны. Первый – прежде всего личностью докладчика. Архимандрит Тихон (Шевкунов), духовное чадо старца Иоанна (Крестьянкина), считается духовником президента России Владимира Путина и вполне может рассматриваться как посланник российской власти; оттого и тема его доклада выбрана просто интересная и нейтральная. Второй же доклад интересен темой: речь в нем пойдет о мучениках советской власти и прежде всего – о семье Царственных мучеников, канонизированных РПЦЗ почти сразу после их кончины в 1918 году, а РПЦ — лишь три года назад. Вопрос об их канонизации был предпоследним, разделявшим две церкви.

Остался, как уже сказано выше, последний – о покаянии РПЦ. Я совершенно уверен: этот вопрос в его нынешней формулировке не решается. Русская православная церковь не считает, что ей следует в чем-то каяться. Выходит, что Русской православной церкви за границей предстоит – чтобы объединиться – взять и простить Московскую патриархию. Судя по самому факту визита архиепископа Марка, стремление к объединению у РПЦЗ есть. Да и прощение возможно: живший в III веке св. Киприан Карфагенский писал, что принятие в церковь падшего есть предвосхищение суда Божия, ибо кто в церкви, тот спасен; а отлучение от церкви было бы присвоением себе права Божия, ибо отлученный от церкви спастись не может. РПЦЗ всего лишь надо бы последовать словам св. Киприана и считать именно себя главной объединяющей стороной – и дело пойдет.

Для обеих церквей объединение станет чрезвычайно радостным событием, хотя сам процесс обещает быть делом долгим и, боюсь это говорить, конфликтным: речь пойдет обязательно о собственности и о том, будут ли объединяться расположенные в одних и тех же местах епархии двух церквей, и если да, то на каких основаниях…
Но когда процесс завершится, русский православный будет везде чувствовать себя как дома. РПЦ – единственный российский институт, не только сохранивший, но и здорово приумноживший с советских времен свое влияние в мире; причем вызвано это отнюдь не широкой миссионерской деятельностью Московской патриархии – просто очень уж стремительно и в огромных количествах расползлись православные по белому свету. За пределами России русскоговорящих более 50 миллионов человек, процентов 70 считают себя православными. Среди них отнюдь не только древние старики, покинувшие родину в одну из волн эмиграции, но и молодые люди, получающие образование или работающие по контракту, женившиеся или вышедшие замуж, просто нашедшие себя где-то на чужбине. Объединение РПЦ и РПЦЗ еще увеличит значение русского православия в мире.

И умирающий в Брюсселе русский не будет мучительно думать, какой церкви священника привез ему в последний его час на своей машине бельгийский полицейский, добрая душа.