Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Митинговать подано

02.05.2012, 10:24

Глеб Черкасов о наступающей номенклатурной моде

От профсоюзно-правительственной маевки отчетливо тянуло предвыборным угаром. Чуть теплей одежда на участниках, чуть отчетливей антиболотные лозунги, чуть напряженней общий фон — и полное ощущение, что на дворе конец зимы, голосования еще не было, а страх власти проиграть еще не развеялся. Один из единороссов проговорился даже, что столичная манифестация и есть настоящий «марш миллионов». Тут все очевидно: власть продолжает соревноваться с оппозицией в численности массовых акций, побивая уже давно побитый рекорд.

Зачем все это было в феврале — марте — очень даже понятно. Это теперь можно рассказывать, какая Болотная была слабая и невнятная, а тогда начальники ее боялись всерьез. Теперь же соревноваться не с кем и незачем: прошлый соперник ослаб, нового пока не видно. Профсоюзы и городские бюджетные организации хотели проверить свои способности по привлечению людей на улицы, потренировать, так сказать, митинговую мышцу? Так эти навыки не оставляли ответственных лиц и в лихие 90-е годы.

Технологии сбора бюджетников на такие мероприятия известны и не могут устареть, пока есть бюджетники.

И не только в количестве участников дело. Владимир Путин и Дмитрий Медведев на телекартинке выглядели как кандидат в президенты и кандидат в вице-президенты на митинге своих сторонников. Классическое правило гласит, что количество завоеванных голосов равно количеству пожатых рук. Тут были и пожатые руки, и светские беседы с рядовыми сторонниками, и, наконец, перекус в полном соответствии с заветами кандидата из фильма «День выборов»: «Я обычный человек, иногда могу и выпить под хорошую закуску».

Ну не для номенклатуры же все это было, для этой категории населения есть другие способы показать единство в рядах президента и премьер-министра. И не для оппозиции: ее начальственной телекартинкой удивить невозможно по определению. Для мобилизации сторонников время тоже пока не пришло.

Остается только предположить, что Путину и Медведеву это просто нравится.

Такое часто бывает: есть дело, которым заниматься не получается, например кататься на велосипеде. Между тем положение обязывает энное количество раз в году выехать на люди и проделать какое-то расстояние. А поскольку желания делать этого нет, каждая такая прогулка положительных эмоций не вызывает, да и велосипед как-то неуверенно едет. И вдруг терпение и труд и вправду что-то перетерли: велосипедная прогулка удалась и принесла исключительно положительные эмоции. После этого только и хочется крутить педали.

Общение с большими массами людей долгое время не было сильной стороной ни Владимира Путина, ни тем более Дмитрия Медведева. В митингах они, конечно, участвовали, но очевидно, что без особого энтузиазма. А вот антиболотной зимой случился прорыв, причем не сам по себе, а на волне полученного результата. Если на митинге в «Лужниках» Путин был еще прежним, немного стесняющимся пространства, то на Манежную площадь в ночь с 4 на 5 марта выходил уже новый по этой части человек. Первомай должен был закрепить ощущение митинговой легкости. Кажется, получилось.

В самой по себе потребности общения с массами сторонников (как и откуда они собираются — вопрос отдельный) нет ничего удивительного. Однако у нас так получается, что любая, пусть даже самая невинная, привычка начальника становится законом для подчиненного. А уж потрафить недавно проснувшейся руководящей страсти — самое милое дело. Тем более что обосновать митинги необходимостью укрепить единство партии и народа совершенно не сложно.

Мода непременно распространится, и руководители низшего звена будут взбегать на трибуну так же решительно, как 12 лет назад они вставали на горные лыжи. Помимо митингов больших будут митинги регионального и корпоративного масштаба.

В каком-то смысле это возвращение в советские времена, когда пропагандистская работа, предполагающая активный отклик у населения, велась ежедневно и ежечасно. В чем-то апелляция к латиноамериканским традициям: митинги дают не только телекартинку, но и уверенность в собственных силах.

В XX веке был накоплен немалый опыт акций прямого действия, и далеко не все они могут считаться удачными. История со столичными студентами-стоматологами, решившими в честь Дня Победы провести факельное шествие по Москве, показательна не только тем, что какой-то умник подобрал для годовщины победы над фашистской Германией формат, который как раз прежде всего с побежденными и ассоциируется. Показательно другое: на этапе согласования акции и ее организации практически ни у кого не шевельнулось и тени сомнения в правильности происходящего.

Затевая новую номенклатурную моду, надо быть готовым не только к творчеству масс, но и к его возможным последствиям.