Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Время пауз

15.12.2009, 12:12

Двухлетний юбилей создания так называемого «тандема» обошелся без особых торжеств. Элегантная формула решения «проблемы-2008» сегодня выглядит не такой уж удачной. Удалось избежать масштабного кризиса, связанного с глобальным переделом полномочий и собственности. Зато получили целую череду боев местного значения, самый крупный из которых – вокруг закона о торговле – ведется по всем правилам «лихих 90-х», разве что до массированного сброса компромата дело не дошло.

Альтернативой лобовому противостоянию может быть, кажется, только всемерное затягивание решения вопросов, по которым не удалось выработать единого мнения. Со стороны выглядит это совсем не здорово.

Месяц назад в послании президента Федеральному собранию Дмитрий Медведев обещал завести в кремлевско-белодомовском штатном расписании должность «главного по Кавказу» — специального уполномоченного чиновника, который должен будет отвечать за все, что там происходит. С тех пор про это дело ни слуху ни духу.

Это в 2000 году сначала объявили о создании федеральных округов, на следующий день назвали имена тех, кто их возглавит, а уже через несколько дней полпреды президента в федеральных округах приступили к исполнению обязанностей.

По логике, так же должно было быть и в случае с уполномоченным по Северному Кавказу. Однако и спустя месяц после объявления инициативы не известно ни имени человека, ни того, кому он будет подчиняться.

Сомерсет Моэм рекомендовал: если уж взял паузу — держи ее как можно дольше. Однако у нас тут все-таки не театр, а государственное управление. И всякое промедление в исполнении подобного рода замысла рождает совсем ненужные власти версии происходящего.

То ли проект погряз в бесконечных согласованиях между заинтересованными институтами власти, то ли сама идея была односторонней инициативой Дмитрия Медведева. В последнее верится с трудом – тем больше аргументов в пользу частичной несовместимости бюрократических аппаратов.

Даже можно представить, как это было. В администрации президента подбирали человека на должность, а в Белом доме придумывали, чем бы он должен был заниматься. Когда работа была закончена, выяснилось, что одно с другим не бьется: кандидат не подходит к функционалу и наоборот. Кому-то надо уступить, а для бюрократа это неминуемая потеря лица. В аппарате этого не любят.

Версия про бюрократические проволочки гораздо удачнее для власти, чем предположение о том, что сама идея была ввернута в текст послания ради красного словца. Ну не хватало некой ударной фразы в определенной части текста, тут и подвернулась с виду недурная идея. Вписали. Слово было сказано. А потом стали думать, как бы и дело из этого сделать. Строго по фильму «День Радио», когда главный редактор «Как бы радио» обещает рекламодателю, что в эфире через 20 минут прозвучит интервью Бриджит Бардо, а потом говорит обалдевшим подчиненным: «Я выкрутился, теперь ваша очередь».

Так могло бы быть, но так почти наверняка не было. Наши руководители достаточно серьезно относятся к вопросам государственного управления и куда серьезней – ко всему, что связано с Северным Кавказом. Ситуация в этом регионе, в общем, не располагает ни к шуткам, ни к красивым фразам в проброс.

Впрочем, рано или поздно какой-то консенсус по вопросу об уполномоченном по Северному Кавказу будет найден, назначение состоится, а продолжительная пауза объяснится тем, что вопрос существенный и проработать его надо было всерьез. Ну а никто же не обещал, что указ появится на следующий день после оглашения послания Федеральному Собранию. Это вам не 2000 год. Тогда вертикаль только создавалась — и действовать надо было быстро. А теперь, когда вертикаль слегка устоялась, можно и запятые выверять подольше.

Как это «выверение запятых» сказывается на обстановке на местах, можно судить по Свердловской области. В августе партия «Единая Россия» представила Дмитрию Медведеву список кандидатов на пост губернатора. В нем был и действующий глава Эдуард Россель, и, как выяснилось, будущий губернатор Александр Мишарин. Имя победителя согласовывалось три месяца. На это время управленческий аппарат области посчитал себя деморализованным и поэтому слегка демобилизованным. Что-то похожее происходит во всех областях, где губернаторы подвисли.

На самом деле, в выстроенной в вертикаль стране нет ничего хуже неопределенности, когда у бюрократического аппарата появляется шанс почувствовать себя немного растерянным. Когда ситуация располагает к тому, чтобы сидеть, выжидать и не дергаться или проводить время в аппаратных боях местного значения.

А главное, брать паузы разной продолжительности.