Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Нелетающая модель политики

21.07.2009, 12:09

«От каждой новой политической партии требуется энтузиазм», — писал Ярослав Гашек, воспевая подвиги созданной им партии умеренного прогресса в рамках закона. Все так. Без энтузиазма дела не будет, и если уж затевать политический проект, то надо иметь, по крайней мере, кураж, для того чтобы продвигать его.

У нас в последнее время новых политических партий стало немного. За последний год всего-то две появилось: зарегистрированное «Правое дело» и незарегистрированная «Солидарность». Одни как бы кремлевские, другие как бы антикремлевские. Одни за умеренный прогресс, другие за рамки закона.

Люди, собравшиеся в эти организации, возможно, могли бы свернуть горы. Но горам повезло. «Правому делу» не до гор. И «Солидарности» не до гор. У них есть более важные задачи. Они ищут себя.

«Солидарность», как организация более неформальная, копается в себе прилюдно, благо возможности интернета позволяют выяснять отношения в режиме онлайн. «Правое дело» долго крепилось, но в момент подготовки к выборам в московскую городскую думу раскрылось в полной красе. Впрочем, этой партии еще повезло – ее лидеры могут сходить на прием к главному по политике, и он, возможно, разрешит их разногласия. Ну, если, конечно, у него не будет других забот.

Если оставить в стороне некоторые подробности (завидую всем, кто о них мало знает), то люди собравшиеся и в одном и в другом проекте не очень-то понимают, зачем они собственно вместе собрались. Говорить им есть о чем, а договариваться не о чем.

Тут даже нельзя сказать, что цель — ничто, а движение – все. Потому что цель-то как раз практически достигнута (возможно, и без желания на то «Солидарности» и «Правого дела»). Идея либеральной партии – лоялистской или оппозиционной — дискредитирована всерьез и надолго.

Пока актив «Правого дела» и «Солидарности» мучительно искал себя, Дмитрий Медведев занимался не менее увлекательными делами. В частности, в прошлую среду он вел видеоприем граждан. В самый разгар мероприятия к президенту прорвался живой человек, оказавшийся внуком великого советского летчика Валерия Чкалова. Как можно было предположить, посетитель ратовал не за себя, а за память деда, и предложил создать оргкомитет по празднованию 75-летия знаменитого беспосадочного перелета Москва — Северная Америка. Дмитрий Медведев начинание поддержал и даже кое в чем его развил.

Внук Валерия Чкалова предложил создать макет самолета, на котором и был совершен легендарный перелет. С точки зрения Дмитрия Медведева, если уж создавать модель, так уж пусть она будет способна подняться в воздух. «Не обязательно лететь через Северный полюс, — предположил президент. — Достаточно подняться в воздух и круг над аэродромом сделать».

На следующий день стало известно, во сколько может обойтись удовольствие.

По уверению специалистов из компании «Туполев», стоимость деревянной полноразмерной нелетающей модели самолета АНТ-25, по самым минимальным оценкам, обойдется в 150 миллионов рублей. А если вдруг решено будет сделать все-таки летающую модель, то цена вопроса вырастет в разы. При этом специалист из компании «Туполев» отмечает, что самолету все равно нельзя будет летать, не получив соответствующего сертификата летной годности. Сертификация стоит десятки миллионов долларов.

Что-то подсказывает, что высокая цена не отпугнет организаторов юбилея (хотя, возможно, они даже и не представляют, во что может обойтись их, вне всякого сомнения, благородное желание почтить память Валерия Чкалова). Социальная ответственность бизнеса повышается год от года, и деньги непременно найдутся: не в одном, так в другом месте.

К тому же на постройке модели может выйти немалая экономия.

Просто надо немного шире взглянуть на возможности ее применения. Например, назначить модель памятником неудавшимся политическим проектам. Сходство несомненно: и полноразмерное, и недействующее, и задорого. Буквально три в одном.

«Правое дело» и «Солидарность» такой памятник вполне заслужили.