Спикер Государственной думы Борис Грызлов старательно пел песню собственного сочинения. Ему аккомпанировали два брутальных музыканта, одним своим видом живо напоминавших о «лихих 90-х» в изложении агитаторов «Единой России». За спиной Грызлова группа людей энергично размахивала российскими флагами. Заметней прочих был артист Михаил Боярский – впрочем, на его шляпу трудно не обратить внимания. Зал прилежно аплодировал и, наверное, подпевал бы – жаль, слова не успели выучить. Шел концерт в поддержку сборной России – дело происходило в Зальцбурге за несколько часов до начала важного матча с Грецией. Его показывали на всю страну.
Надо сказать, что специальные песни перед европейскими и мировыми футбольными форумами у нас писали и раньше. Правда, обычно этим занимались все-таки музыканты. Перед чемпионатом мира в США в 1994 году песню для национальной команды написала «Машина времени», и крутили ее по сто раз на дню. Слова «это ты ждал, в это ты верил, знал – этот день придет», правда, были не слишком адекватны безвольной, раздираемой противоречиями российской сборной той поры. Поэтому, возможно, призыв спикера Государственной думы «собраться и драться, бодаться, кусаться», поскольку «честь положена на весы», будет в большей степени соответствовать моменту.
В любом случае, если бы не эта музыкальная композиция и не постоянные напоминания о том, что «вот сейчас мы поддерживаем наших футболистов», понять, что этот концерт посвящен чемпионату Европы, а не чему-то другому, было бы затруднительно. Что-то такое показывали несколько дней назад, месяц назад, в ночь после президентских выборов и, кажется, еще раньше.
Чует сердце, и еще неоднократно покажут. Потому что дат впереди видимо-невидимо.
Модель «праздника-концерта в честь чего-то важного» отработана на славу. Нужен набор часто мелькающих на телеэкране исполнителей популярной музыки. Они споют что-нибудь из своего репертуара и потом несколько измененными голосами призовут поддержать. Нужны знакомые публике ведущие. Они без запинки воспроизведут текст, объясняющий, в честь чего эти исполнители поют здесь и сейчас. Но главное – это аудитория. Она должна быть восторженна до экзальтации. Она должна что-то проскандировать.
Все остальное – обстановка и дата – прилагаются.
Вообще, раньше это называлось «чес». Хорошо знающий свое дело администратор сбивал концертную группу и отправлял ее в провинцию с целью извлечения прибыли. По итогам поездки лучше всего себя чувствовал администратор. Как правило, и артисты не оставались внакладе. Зрители прилежно аплодировали. Артисты знали, что это халтура, те, кто был в зале, в общем, тоже. Однако ведь никому же не хотелось портить культурное мероприятие. Тем более, что под него многое списывалось и организаторам, и зрителям. Главное — чтобы не было ни тени идеологической крамолы.
Ее обычно старались избегать.
Собственно говоря, «чес» не умер, только, возможно, сейчас для этого придуман какой-то другой термин.
Я понимаю организаторов мероприятия – они добились своей цели, показали, что в полной мере разделяют всеобщий порыв по случаю участия национальной сборной в финальной части чемпионата Европы.
Я понимаю артистов – а почему не спеть, раз зовут.
Я понимаю Бориса Грызлова – а почему не спеть, раз зовут.
Загадкой остается аудитория вот именно этого концерта. А что, обязательно надо было ехать в Зальцбург, чтобы прослушать концерт давно полюбившихся исполнителей, которые у себя дома скоро из утюга запоют?
И еще к партии «Единая Россия» есть вопросы. Неужели все артисты, которые так активно поддерживают ее во всех начинаниях, не могли немного помочь Борису Грызлову? Совсем немного – просто по словам?