Кто сказал, что вся российская политика определяется в одном, ну максимум в трех кабинетах, тремя, ну максимум, людьми? Все не так, российская политика — это живое творчество масс, и каждая сколько-нибудь творческая единица в состоянии внести свою малую лепту. Итог, правда, получается такой, как все было задумано в одном, максимум в трех кабинетах, но это уже не так важно. Творческая единица чувствует свою причастность к общему делу и оттого млеет, переполняясь восторгом и осознанием собственной полезности.
Какой славный и гармоничный у нас получился расклад перед думскими выборами. Есть все что нужно: от националистов до либералов, от партий, застывших в прошлом веке, до вполне передовых ребят, пользующихся самыми модными информационными технологиями. Есть ветераны, а есть амбициозные новички, есть признанный фаворит, и есть те, кто хотят стереть его с лица земли. И что может помешать быть выборам интересными и полезными?
Содержание избирательной кампании будет, правда, определяться не ее участниками.
В российской политике тот король, кого на телевидение пускают, а там не любят, когда гости начинают говорить о своем. Лучше уж предложить свои темы для беседы — политики у нас понятливые и некапризные, спорить особо не будут. Кто совпадет с предложенной повесткой дня — милости просим в Думу, кто нет — идите тренируйтесь. Своих информационных ресурсов у участников кампании, по большому счету, нет. У них вообще, кроме свидетельства о регистрации, ничего нет.
Для выборов нужны деньги. Способность участников кампании собрать их самостоятельно вызывает некоторые сомнения. Движение финансовых потоков у нас централизовано, находится под присмотром соответствующих организаций. Просто так никто спонсировать политическую деятельность не будет. Те, кому можно доверить деньги, конечно же, получат значительное преимущество. Ну так ведь и доверие завоевывалось годами политической работы — у тех, кто не получит средств, будет время подумать над своим поведением и исправиться.
Но предсказуемость достигается не только и не столько за счет прилежного исполнения распределительных функций. Важно не упускать политическую инициативу из своих рук. Если бы голосование состоялось в прошлое воскресенье, то главной темой последних недель предвыборной кампании было бы обострение отношений России с внешним миром, а главным сюжетом — конфликт с Эстонией. Можно было бы оппонировать власти в этот момент, не рискуя нарваться на обвинение в предательстве? Наверное, нет. Кто получил бы наибольшее преимущество? Партия, которая наиболее четко и ясно ретранслировала бы официальную точку зрения. А уж кого из участников кампании назначить такой партией — вопрос, в общем, технический. Так будет и осенью. Состоится некое событие, по итогам которого и сформируется повестка предвыборного дня. А уж кто просоответствует — тот просоответствует.
Избирательная кампания-2007 — это детектив, финал которого, в общем, давно известен, и наблюдателю остается только наблюдать, как из самых разных и не совсем подходящих букв на кубиках выстроится слово «счастье».
Вообще, это особое искусство — сохраняя все формальные атрибуты избирательной кампании, сделать процесс предельно предсказуемым и практически исключающим неожиданности.
По крайней мере, от участников кампании ждать сюрпризов не приходится.
Разве что выйдет конфликт в высших сферах и это скажется на поведении отдельных партий. Но тут уж застраховаться невозможно — правящей команде развалиться на несколько группировок обычно несложно.