Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Место у президиума

05.03.2007, 12:26

Творцы – это мероприятия, мероприятия – это смета, смета – это освоение, освоение – это прекрасно.

Предвыборный призыв деятелей культуры и спорта на тяжкую политическую работу проходит как никогда успешно. До декабрьского голосования еще полно времени, а многие политические партии из числа тех, кто рассчитывает хоть на что-то, уже значительно укрепились творцами и физкультурниками. Отрадно видеть, что к ветеранам артистическо-атлетической политики присоединяются и новички — вот, например, «Единая Россия» проверит силы футболиста Аршавина на выборах в Закс Санкт-Петербурга. Целая плеяда творцов включилась в деятельность проекта Михаила Барщевского — впрочем, и сам он, являясь представителем правительства в Конституционном суде, все-таки больше известен как знаток из викторины «Что? Где? Когда?». Вступил в Компартию кинорежиссер Бортко.

Страсть атлетов и поэтов к политической деятельности вполне объяснима. А вот зачем они нужны политическим партиям — вопрос открытый. Граждане у нас с большим уважением относятся к тем, кто хорошо поет, складно пишет, умеет снимать кино или прыгать с обручем и лентой, однако от пиетета этого и следа не остается около избирательных урн.

Если бы все почитатели дара Виктора Шендеровича голосовали бы по его призыву, хоть одна либеральная партия сегодня заседала бы в Думе и могла бы не переживать из-за следующих выборов.

Известный кинорежиссер Станислав Говорухин не принес счастья ни одной из партий, в которых состоял в последние 15 лет. Позапрошлый красноярский губернатор Валерий Зубов привозил к себе в гости Аллу Пугачеву, но даже ее безумная популярность не стала препятствием для его соперника Александра Лебедя. Нет также оснований считать, что Лебедю сильно помог визит в сибирский край популярного французского актера Алена Делона. Примеров подобного рода много, обратных — считай, что и нет. Выслушав известного писателя (актера, режиссера, спортсмена), призывающего голосовать за некую партию, поаплодировав и задав все необходимые вопросы, граждане идут голосовать за совсем других людей, и с этим ничего поделать нельзя. Очередной призыв проще всего объяснить банальной корыстью.

Творцы — это мероприятия, мероприятия — это смета, смета — это освоение, освоение — это прекрасно.

То, что, несмотря на все ужесточения избирательного процесса, мастера бюджетного пиления найдут с чем поработать, не вызывает никакого сомнения. А наличие у пилы двух ручек объясняет и мотивацию отдельных творцов. Однако не все меряется деньгами.

«Непрофильные кандидаты» потребуются не на предвыборную кампанию, а на поствыборную жизнь. Узнаваемые лица нужны не на агитационных плакатах, а в президиумах и залах заседаний. Как это было в прежние времена, когда на творческих и спортивных деятелей в органах советской власти выписывали определенную квоту, так же как на передовиков производства. Это, собственно, от творцов ничего не требовало, кроме прилежного сидения в зале заседаний и президиуме. Сейчас потребуется не больше — главное, чтобы были.

Чем многочисленнее художественно-спортивная тусовка в представительных органах власти, тем больше размываются сами понятия «профессиональный депутат» и «профессиональный политик», тем больше они похожи на советы. Нельзя же считать профессионалами парламентариев, главным занятием которых является не работа над законами и принятие решений, а иные, возможно, гораздо более важные занятия? «Где у нас депутат X? — Да уехал кино снимать, будет через полгода, да и то проездом в Канн».

То, что депутатство является отдельной профессией, которой надо учиться и к которой надо иметь хоть какие-то задатки, было одним из важнейших сюжетов истории позднесоветского и постсоветского парламентаризма. Сегодня это совершенно расходится с трендом на превращение представительной власти в нечто прилагательное к власти настоящей.

Профессионал может быть лояльным, оставляя при этом за собой право быть независимым или стать им. Депутатом-дилетантом, сколь бы ни были благородны его помыслы, всегда можно манипулировать.

Кроме того, предвыборный призыв творцов с последующим рассаживанием их по президиумам — это еще и инструмент для формирования новой культурной номенклатуры, формирования круга лиц, которые будут обязаны власти не меньше, чем собственно потребителям их творчества. Избрание в депутаты — это еще и знак принадлежности к элите. Так ЦК КПСС назначал секретарей творческих союзов и спортсменов, которым даровалось право говорить от лица всех остальных физкультурников.

Сегодня решается вопрос о том, кто войдет в новую культурную номенклатуру, а кто останется на обочине.

И степень влияния на народные умы тут совсем не главный фактор. Кого назначат — того и будут слушать.