Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Большой брат – ваш большой друг

17.04.2006, 11:33
Георгий Бовт

Говорят, люди сейчас все больше готовы променять свободу на безопасность. Тезис этот стал набирать популярность на фоне борьбы с всемирным терроризмом, поэтому такой размен в глазах общественности выглядит как бы более или менее пристойным. Речь вроде как идет о том, что вы «предаете», дескать, свободу в обмен чуть ли не на собственную жизнь и т.д.

Однако мне все чаще в последнее время начинает казаться, что даже если бы и не было никакого всплеска терроризма, эту самую свободу все равно бы «предали». Ну хотя бы потому, что так просто намного удобнее существовать в современном мире. Причем я в данном случае ни на какую конкретную нацию не намекаю – мол, есть нации-«рабы», а есть заведомо, генетически свободолюбивые. Нет, просто время такое, видно, пришло.

Вот, к примеру, компания Google, да и не только она, в настоящее время занята разработкой совершенно новой философии интернет-услуг, построенной на их предельной персонификации. Генеральная цель – совершенствование точечных рекламных и маркетинговых технологий. Время внедрения – говорят, не позже 2008 года (чисто совпадение сами знаете с российским чем).

Подписываясь на тот или иной сервис, вы делитесь кое-какой персональной информацией. Каждый раз – понемногу. Однако происходит это регулярно, и постепенно всякой разнообразной информации о вас накапливается великая куча. Совершенно незнакомым вам людям становятся известны ваши покупательские предпочтения, ваш круг интересов (спортивных или еще каких), круг вашего чтения, ваши путешествия, телефонные звонки, ваши знакомства и отвращения. В принципе подобные технологи и доступны уже и в нашей стране. К примеру, не бог весть какой технологической сложностью будет сделать сугубо индивидуальный выпуск, то есть только для вас, читаемой вами сейчас «Газеты.Ру» — ваша домашняя страница будет начинаться с той страницы «Газеты», которую вы предпочитаете больше всего, вам будут показывать те полосы, которые вы регулярно читаете, а которые не читаете, для вашего же удобства вам могут и вовсе не показывать. Теоретически по вашим cookies можно легко на уровне провайдера отследить все ваши путешествия в интернете.

А потом просто продать за умеренную плату вашу «покупательскую историю», скажем, рекламному агентству, автомобильному дилеру, фармацевтической фирме, туристической компании или еще кому-то, кто будет заинтересован в некоей специализированной потребительской аудитории.

Буквально через несколько лет появятся массовые (технически это возможно уже сейчас, просто еще не отработаны бизнес-схемы) технологии, которые будут с точностью до десятка метров отслеживать ваши перемещения по вашему же мобильному телефону (даже если он выключен). Соответственно, вам будут сбрасывать на ваш телефон (или на ваш автомобильный приемник) сугубо местную рекламную информацию: вот, мол, вы сейчас проходите (или проезжаете) такой-то магазинчик, не изволите ли заглянуть, мистер Пупкин, там вас ждет лично вам приготовленный подарок или скидка на костюмчик вашего 50-го размера. Если уличная видеокамера, скажем, зафиксирует ваше заинтересованное лицо во время пролистывания какого-нибудь журнальчика у газетного развала, то будьте уверены, что рано или поздно на ваш домашний адрес начнут поступать журналы или реклама товаров (или даже тестовые экземпляры этих товаров) именно той «ориентации», на которой вас застукали. Число уличных видеокамер сейчас не только в каком-нибудь Лондоне, но уже и в Москве растет не по дням, а по часам. Появление же технологии точной идентификации личности по уличному визуальному изображению (фамилия, адрес, все мыслимые персональные данные) – это вопрос не более чем десятка лет.

Уже сейчас (пока на Западе) стремительно распространяется число сервисов, привязанных к вашим мобильникам. Это и просмотр телевидения (если вы случайно пропустили любимый сериал, вам об этом напомнят и предложат непременно посмотреть в удобное для вас время – вместе с прилагаемой рекламой), и оплата через мобильник за парковку или проезд на общественном транспорте, и покупка в уличном автомате сигарет (какую марку вы предпочитаете, становится известно мгновенно) или прохладительного напитка.

Мы в России, да и то пока только в крупных городах, являемся свидетелями лишь самого начала этой точечной, но вполне тоталитарной по характеру распространения рекламы: вам ведь в почтовые ящики каждый день, наверное, уже приходят адресованные лично вам разного рода рекламные или маркетинговые предложения, не так ли? И вы уже даже не спрашиваете себя, откуда эти люди вообще знают ваш адрес.

Самое же любопытное во всем этом даже не техническая сторона дела: мы уже привыкли не удивляться современным компьютерным чудесам, как и утечкам персональных баз данных. Самое примечательное в этом то, что с каждым новым поколением потребителей привычка направо и налево раздавать о себе информацию личного характера становится все более прочной поведенческой нормой. Каждому новому поколению потребителей все более привычно и даже приятно, что о них так вот персонально заботятся, думают об их вкусах, стараются лично им угодить. Возмущений (личных, внутренних и общественных) по поводу нарушений privacy все меньше. И с каждым новым поколением, кажется, будет все меньше и меньше. Это своего рода сделка за право жить в современном информатизированном мире и пользоваться его возможностями и благами.

Права человека, как они формировались начиная с эпохи Просвещения и гуманизма, победил отнюдь не исламистский терроризм, а столь милый и комфортный нам консьюмеризм. Права человека в старом понимании этого термина победил его величество потребитель – обыватель. Терроризм лишь пришелся как нельзя кстати и упал на уже унавоженную почву

Ах да, совсем забыл еще кое-что об унавоженности: все это, разумеется, будет иметь далекоидущие политические последствия. Появятся все технологические возможности пресекать всяческое инакомыслие (во всех формах и проявлениях) уже на самых ранних стадиях, буквально на стадии зарождения самой по себе «неправильной» мысли. Не зря же тысячи китайских киберчекистов уже сегодня денно и нощно сидят в частных блогах, изучая как бы невинные бытовые чаты.

Впрочем, вам, господин потребитель, совершенно нечего беспокоиться по поводу каких-то там маргинальных, единичных политических бунтарей и неформалов. Вам же, к примеру, уже прислали на дом подарочную пачку вашего любимого сорта туалетной бумаги («ох, и откуда же они узнали, что это именно она – неужели подглядывали?»). Так вот, утритесь ею и спите себе спокойно. За вас обо всем теперь позаботится Большой Брат. И он придет к вам гораздо в более приятном обличье, чем это описано в антиутопиях прошлого. Наслаждайтесь. Но только наслаждайтесь – как все.