Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Не надо реформ

16.05.2011, 10:02

Георгий Бовт о судьбе техосмотра

Приятель мой оставил машину на одной из главных московских улиц и отправился в книжный магазин. Правил парковки он не нарушал, однако по возвращении его ждал патруль ГИБДД. Ваши документы, мол, так и так, техосмотр-то у вас просрочен.

Оказывается, сотрудники по компьютеру «пробивали» припаркованные машины, а потом зачинали задушевный диалог с теми, у кого не был вовремя пройден этот самый техосмотр. Разумеется, приятель мой, не желая, чтобы у него свинчивали номера, завел разговор про деньги – мол, готов искупить.

Дело в том, что техосмотром, то есть талоном, он озаботился как раз вовремя. То есть, как обычно, за месяц до истечения срока отдал документы и деньги тем, кто раньше проделывал процедуру получения талона, что называется, «без предъявления автомобиля». Но в этом году – и это свидетельство многих моих знакомых – система дала сбой. Пройти «без предъявления» в Москве стало чрезвычайно затруднительно, если вообще возможно. Приятелю моему деньги вернули, талон сделать не смогли, жене его тоже вернули, она поехала в сопровождении знакомых сотрудников ГИБДД в техцентр и провела там… 11 часов.

То есть в результате такого «очищения от скверны коррупции» возникли дикие очереди: люди рассказывают, как они стояли и писались в очередях ночами, сутками, как тратили целые рабочие дни для того, чтобы получить этот пресловутый техталон.

Чувствуя некоторое возмущение водительского общественного мнения, но, скорее всего, просто не желая выпускать из цепких рук саму процедуру проведения техосмотра, ГИБДД пошла на «уступки». Родилась чудная, совершенно невозможная ни в какой другой стране мира формула: «Для удобства водителей некоторые пункты инструментального контроля станут работать круглосуточно». Согласитесь, блестящее проявление извращенной российской бюрократической логики: «удобство» понимается так, чтобы я, отработав полный рабочий день, смог ночью поехать толкаться в техцентр, чтобы получить пресловутый талончик, который нужен не мне, а той же самой ГИБДД.

При этом никому не пришло в голову, что система, предполагающая некие многочасовые очереди – что в дневное время, что глубокой ночью, что в рабочее время, что в свободное, – за получением некоей сомнительного достоинства справки на лобовое стекло в начале XXI века попросту не имеет права на существование. А виновные в ее создании (но не только системы, а и нынешней скандальной ситуации с техосмотром) должны быть уволены как бездарно не справившиеся со своими обязанностями.

Покамест за 3–4 тысячи рублей подавляющее большинство автомобилистов приобретали на черном рынке у ГАИ техталоны, все всех устраивало. Однако, как часто бывает в России, нечаянные реформы (в данном случае – ужесточение компьютерного учета выдаваемых техталонов) привели, вопреки самым благим и чистым намерениям, к нежданным последствиям: выяснилось, что система техцентров при ГИБДД вовсе не рассчитана на такое число автомобилей.

Ну так вот, вместо того чтобы отменить-поломать эту бессмысленную систему на хрен совсем, ее теперь будут, похоже, пытаться спасти, причем сохраняя заинтересованную причастность к ней все той же ГИБДД. Боже ж мой, да не реформируйте вы больше ничего, ради всего святого, только хуже сделаете! В России реформы все – что через задний проход гланды рвать, зато отменно получается сломать до основания. Вот это и надо сделать!

Впрочем, вернемся пока к моему приятелю. Денег у него брать ну никак не хотели. И отказ свой начали с чудной совершенно фразы: «Вот вы тут со своим Медведевым собрались бороться с коррупцией – ну так вот вам результат». Именно так: «Вы со своим Медведевым». Хотя приятель мой никакого отношения к Медведеву лично не имеет. То есть им натурально обидно. И они натурально хотят корпоративно-солидарно доказать «нашему тут Медведеву», как он глубоко и наивно заблуждается в своих попытках (к сожалению, куда более редких, чем хотелось бы) плевать против господствующей в стране розы ветров.

На самом деле, если серьезно, отмена – не реформирование с «учетом интересов всех сторон» и уж тем более не «облегчение», которое в нашей стране, как правило, выливается в ухудшение существующей ситуации, — именно полная отмена пресловутого техосмотра стала бы одним из самых ярких проявлений той самой модернизации, о которой население никак не возьмет в толк, что это такое. Такой шаг, а также еще некоторое количество таких же простых, сугубо «обывательских» шагов по облегчению жизни простого населения могли бы стать самыми яркими и запоминающимися достижениями президентства Медведева, чей первый срок уже скоро подойдет к концу, и пока непонятно, будет ли вообще второй.

По причине технической неисправности автомобилей в стране происходят лишь каждое двухсотое ДТП. Это не тот случай, чтобы заставлять людей сутками стоять в бессмысленных очередях за бессмысленным талоном. В крайнем случае – оставить вопрос технического состояния авто предметом диалога сугубо водителя и его страховой компании (по ОСАГО), обязав для тех самых виновников одной двухсотой части аварий производить огромные, убийственные выплаты по страховке.

Тем более что подписывающий талон инспектор не несет никакой ответственности за свою подпись (и реальное состояние авто). Тем более что пора перестать (а это извечная традиция нашего милого государства) считать всех граждан за олигофренов и полных безответственных идиотов, которые только и мечтают сесть за руль автомашины без тормозов, чтобы угробиться, и вообще по натуре склонны к бессмысленному и безответственному поведению. Посему их надо отечески во всем контролировать: в проведении техосмотра, выборов, суда присяжных, передвижении по стране, то есть в прописке и т. д.

Только полная отмена техосмотра – с проклятиями вослед и снятием с должностей тех, кто заставил людей терять часы и дни (а значит, косвенно – огромные деньги), в очередях. Никакого паллиатива вроде «новые авто не будут проходить техосмотр» — они его и сейчас по факту не проходят, талон выдается, по сути, автоматически. Никакого участия ГИБДД в отношениях между водителем и страховой компанией, никакого «лицензирования» (читай – крышевания и вымогательства) техцентров обслуживания авто со стороны ГИБДД. Только такие действия будут по достоинству оценены обществом как действительно модернизационные. И это, уверяю вас, будет посильнее не то что Сколково, но и самого общероссийского и самого народного фронта во главе с партией, которую некоторые почему-то называют партией жуликов и воров и у которой в программе действий (реальных действий, а не обещаний) просто по определению не может быть ничего подобного. Ничего того, что подрывало бы коррупционную ренту, на которой и зиждется во многом нынешняя система власти в стране.

P. S. Ах да, что же мой приятель? Он таки решил тогда вопрос с тем самым патрулем – за 2 тысячи рублей. Но остался «висеть» в компьютерной базе для всех последующих патрулей. Он ездит не на «Ладе Калине», не на «шестерке» тех же «Жигулей», а на трехлетней очень дорогой иномарке, на которой по мере надобности проходит плановое обслуживание в соответствующем техцентре.