Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Перемены имени «Курска» // Колонка Бовта

Политолог

Когда наивные иностранцы говорят, что в России ничего не меняется, они, наверное, в чем-то правы, но не до конца. Я, например, когда доводится вести такие странные беседы, всегда говорю: а что вы, собственно, сравниваете Путина с Ельциным? Эти, нынешние времена — и те, отстоящие всего-навсего на пяток лет. В России ведь пять лет не срок. Вы, говорю, берите пошире — временной пласт, только тогда и оцените, меняется страна или нет.

Ведь всего лишь двадцать с небольшим лет назад из этой страны за границу выпускали лишь с характеристикой с места работы, после собеседования в разных партийных инстанциях и с непременной инструкцией ходить «по загранице» группами не менее чем по двое-трое с непременным докладом старшему по группе. Тридцать лет назад (всего лишь!) здесь сажали в тюрьму или психушку за резкие политические высказывания. А чуть больше пятидесяти лет назад за них же просто расстреливали.
Всего лишь шестьдесят-семьдесят лет назад (еще живы люди, которые это помнят) в этой стране ссылали, расстреливали и сажали сотнями тысяч, миллионами. Вообще ни за что.

Здесь люди начали более-менее массово жить в собственных городских квартирах лишь четверть века назад, не более. Обыватель сел на персональный автомобиль в 70-х в порядке сильного (определяемого все той же партией) исключения. И лишь не более чем лет десять назад автомобиль стал действительно массовым явлением в этой стране.

Двадцать лет назад здесь «писались» ночами за телевизорами (сугубо отечественными). Ездили ночными электричками в Москву за колбасой (единственного вида и сорта). А «мелодии и ритмы зарубежной эстрады» слушали и глядели по отечественному телевизору по специальному разрешению Политбюро ЦК КПСС в пасхальную ночь – чтобы, значит, молодежь не ходила в эту ночь в православную церковь.

И вот именно поэтому, когда вдруг и всего лишь через сутки после происшествия нынешнее российское руководство зовет на помощь по спасению военного батискафа англичан и американцев (из блока НАТО, между прочим), это является для этой страны событием тектоническим. А для людей, ею в настоящее время руководящих, это вообще полный переворот в мозгах. Причем вся международная спасательная операция происходит в непосредственной близости от какой-то там страшно секретной антенны. То есть англичане и американцы, страшно подумать еще совсем недавно, видели наш подводный секрет!

И не то что лет тридцать назад никто бы не пикнул о таком подводном происшествии даже и большего масштаба — вспомните подлодку «Курск», историю всего лишь нескольких лет назад. «Что случилось с лодкой?» – спросил потом Ларри Кинг президента Путина. «Она утонула», — ответил ему президент Путин. Он и сейчас, пока продолжалась операция по спасению подводников, не проронил публично по этому поводу ни слова. Он так привык. Да и страна уже так привыкла. И тем не менее он не захотел вновь отвечать какому-нибудь Ларри Кингу на вопрос, что стало с батискафом: «Он утонул». Почему? Потому. Наверное, вы знаете ответ на этой вопрос.

А ведь никакой иностранный наблюдатель никогда толком не поймет, почему это все здесь так происходит. Ведь после «Курса» не было вроде бы никакого народного возмущения тогдашним враньем и играми в военные тайны, стоившие жизней 118 человек. Не было никого, прости господи, парламентского расследования с последующими политическими и оргвыводами. Никто не был публично наказан именно за «Курск». Более того, даже социологические опросы ничего такого опасного для власти не показали.

А они вдруг почему-то необъяснимым образом пошли на такой шаг, от которого, узнай они о нем, правители этой страны не то что полувековой давности, тридцатилетней тоже, просто перевернулись бы в гробу. Почему? Да потому. Наверное, вы знаете ответ на этой вопрос.

Потому что здесь всегда вот так: годами, десятилетиями ничего, ну ничегошеньки не меняется. Все кажется уже застойным, привычным, рутинным. Стабильным. Вертикально-властным. Монолитным и в своем монолите политически покойным. А потом вдруг – бах! И вокруг – уже другая страна. И она, конечно, «проглотила бы» и еще один утопленный батискаф преспокойненько, и пересуды на тему, а все ли было должным образом сделано для спасения людей. Однако как-то так вдруг сразу стало понятно, что НЕ НАДО делать так, чтобы он сейчас ОПЯТЬ утонул. Не надо. И они это поняли. Почему? Наверное, вы знаете ответ и на этот вопрос.

Быть может, наивные иностранцы в чем-то правы, когда говорят, что страна не меняется. Но, быть может, просто меняются ее правители? Почему? Наверное, вы знаете ответ на этот вопрос.

Новости и материалы
В полуфинале шоу «Маска» появятся два специальных конкурсанта
Зеленский заехал в Часов Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Выяснилось, как получил гражданство отец подозреваемого в нападении на байкера
На журналистку Татьяну Фельгенгауэр* могут завести уголовное дело
Полиция задержала мужчину, проникшего в консульство Ирана в Париже
Курс доллара на Мосбирже опускался ниже 93 рублей
В Евросоюзе обсудят вопрос поставок на Украину снарядов для Patriot
Все новости