Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В.Путин. «Мцыри». Педагогическая поэма

Политолог

В чеченской войне наконец-то явился смысл. Но не тот, который провозглашался всегда: «восстановление конституционного порядка», конечно, может прикинуться неким официальным «смыслом» для всяких там советов политкорректной Европы, но стать подлинно народным, понятным и доступным Смыслом в подлинном (извините за тавтологию) смысле этого слова, конечно же, не может. Потому как не забирает оно русскую душу: слишком уж мудреная цель, слишком громоздка словесная конструкция фразы, которую запросто так не прокричишь на параде-демонстрации в знак единодушной поддержки или на пьяном митинге на кухне с друзьями. Слишком непонятно русскому уху это нечто холодно-студенистое – «конституционный порядок». Что такое это «конституционный»? Когда давно известно, что у нас может быть либо ва-а-а-ще по-р-р-р-р-я-док с ударение на раскатистом «р» и непременным добавлением «мать вашу так!», либо же бардак – с добавлением примерно того же, по вкусу. Так что эта юридическая жвачка – не про нас.

Но, с другой стороны, это вовсе никакой и не человеконенавистнический «смыслище» типа вырезания до пятого колена всей чеченской национальности с последующим выселением в места не столь отдаленные всех шестых, седьмых и десятых колен. Все же времена не те, да и силы – тоже. Впрочем, не так: не столько времена «не те», сколько силы, а были б силы — времена бы подстроились, не хуже телепознеровских.

Как всегда о смысле первым проговорился президент. А кто еще может у нас проговориться о некоем большом смысле? Только самый умный по должности. На недавнем совещании на местах (в Майкопе) он пригрозил нерадивым чиновникам, которые не будут его слушаться, не будут восстанавливать «досрочно в срок» порушенное наводнениями, прочими стихийными бедствиями и собственным воровством народное капиталистическое богатство, «повышением» по службе в Чечню. Вот вам и весь смысл. Переводится как «ссылка».

И означает сие, что Российское государство вошло нынче в качественно новую историческую стадию своего развития, при котором перманентная война в Чечне – это настолько нынче наше все, насколько для Америки 19-го века был Дикий Запад, «граница», она же — фронтир. Только, разумеется, с обратным знаком. Если «граница» была тем самым предохранительным клапаном, в который вырывалось на беспредельную свободу все то, что не могло мирно интегрироваться в жизнь на уже прочно освоенных территориях и штатах, то Чечня – это последний рычаг воздействия на нынешнюю номенклатуру из разряда так называемых административных. Тех самых, которые через раскатистое «р» и с добавлением «мать вашу так!», а не через так называемый электорат (это когда на выборах прокатывают не справившихся с работой).

Николай Первый, который Лермонтова на Кавказ спровадил, был по сравнению с Владимиром Владимировичем подлинным счастливчиком. Хочешь – в острог сажай, хочешь — на каторгу отправляй, а уж для ссылки годилась практически вся территория необъятного царства дальностью начиная от 100 верст от двух столиц и дальше.

А сейчас – куда прикажете ссылать? Это печально. Это почти что общенациональная катастрофа: ссылать в России стало решительно некуда!

В Сибирь теперь не сошлешь: там нефть, все те же пушнина, рыба, лес. То есть – богатства не только восполняемые, но и посконно удобные к разворовыванию. Сослать туда дурного чиновника эпохи русского рынка – все равно что определить козла на охрану капусты. На сельское хозяйство – опять же не сошлешь. И все по той же причине: есть что взять. Не сошлешь казнокрада-«боярина» и за границу послом, как какого-нибудь князя Курбского: тут же, не моргнув, организует чисто семейный офшорный бизнес: хочешь — на оружии, хочешь — на пальмовом масле, а то и вовсе на совершенно для других, иноземных «бояр» кажущемся ровном месте. Даже на берег Берингова пролива, что отстоит за многие тысячи километров от всех известных в России черт оседлости – и то не сошлешь. На Чукотке – и притом добровольно (подчеркиваю – совершенно добровольно и вложив в эту затею изрядные собственные сбережения) — воцарился на ПМЖ некий человек по фамилии Абрамович, чьи предки о таком поселении потомка Израилева не могли подумать даже в самом страшном сне.

И вот слава Богу, что остался Кавказ и осталась кавказская война. Война, которая может сослужить нынешнему правителю поистине неоценимую пользу.

А то чем ведь, в сущности, Владимир Владимирович может вразумить-застращать нынешних нерадивых «бояр» (чиновников, губернаторов и прочих национал-президентов), чтоб не озоровали и колебались вместе с вертикалью такой нынче не грозной власти, а не поперек ее? Да почти ничем. Если, конечно, не считать государевым вразумлением грозное зыркание очами и поигрывание желваками на прилюдных чиновничьих посиделках и в процессе инспекционных выходов в народ.

Снять – практически не может, поскольку они выборные. Посадить в острог – тем более. По той же причине. Остается, в сущности, унизительный и мелкий для настоящего русского правителя (учитывая стойкий дух исторических традиций) путь предвыборных махинаций. Пытаться кого-то там из местных сатрапов уморить в судебных тяжбах или обсчитать на какие-то жалкие проценты – какое же это все-таки скучное занудство, ну никак не сравнимое с самодержавным оргазмом от публичного сажания на кол, отрубания голов, порки или заливания в глотку ослушника расплавленного свинца. Да и даже если удастся снять кого с невыборной работы – тоже ведь внакладе не останутся: пойдут в бизнес и заживут новой счастливой и сытой жизнью. Хотя почему, собственно, новой? Старой.

И с чего, спрашивается, они будут бояться такого президента, и как долго они будут делать вид, что они как бы немножко его все же боятся? А какое на Руси без страха правление? Так – ерунда какая-то. Демократический бардак.

И вот теперь президент грозится «ссылать» в Чечню. На повышение. Мотивация проста, как приговор всякой потенциальной солдатской матери (из тех, что вообще берут эту проблему в голову) всякому российскому недорослю: не поступишь в институт — загремишь в армию. Не справишься с последствиями наводнения – поедешь в Чечню министром. Как говорится, замучаетесь там свою «Мцыри» писать под перестрелки басаевых с кадыровыми. Воровать, конечно, и там изрядно имеется. Но все же и риск для жизни, согласимся, не мал. И появляется в том величайший стимул чиновничьей прыти и исполнительности – боязнь ссылки, страх перед государевой расправой.

Одна беда – уж слишком мал наш «фронтир». На всех, кто достоин ссылки, не хватит. Стало быть, не получится и очищения нации. А получается тут некая развилка. Либо надо срочно и крупно расширять масштабы «боевых действий» и, соответственно, число горячих точек, чтоб в стране было чем пугать нерадивых подданных – Чечней, лагерями, цензурой, запретами на профессию, острогом, смертной казнью с конфискацией, вообще – Р-р-р-ежимом. Либо переходить к неким непривычным нормам правления, чтобы чиновник боялся не ссылки, а чего-то иного. Скажем в полубреду – мнения избирателей. Впрочем, нет не надо утопических фантазий. Лучше все же всех послать. На Чечню!

Новости и материалы
Сотрудник Домодедово украл у вернувшейся из ОАЭ пассажирки кольцо за 700 тысяч рублей
Ролевой экшен Kingdom Come Deliverance II переведут на русский язык
Власти Липецкой области сообщили об угрозе атаки БПЛА
Во Франции нашли загадочную древнюю постройку уникальной формы
Молния повредила взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
На Украине заявили о повреждении инфраструктуры порта Южный
Низкий уровень тестостерона не обязан ухудшать либидо, заявил врач
Раскрыты подробные характеристики iPhone 16
Назван правильный размер порций хлеба и каши
Посольство РФ объяснило, почему Россию не позвали на памятную церемонию в ФРГ
В Петербурге волонтеры предложили хозяину истощенной собаки помощь и были избиты
Боец ММА пнул ринг-герл прямо перед боем
БПЛА сбили над Белгородской областью
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Все новости