Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Время серых хомячков

08.04.2002, 15:14

Все хомячки рано или поздно на поверку оказываются крысами. Потому как всякий хомячок – это есть сущая, натуральная крыса, только она на пиар потратилась. А правду, как известно, не утаишь.

Так и у людей. Уходит время большого пиара. Настало время то ли голых королей, которые, заметьте, нисколечко друг друга нынче не стесняются. То ли хомячков серых, то есть посредственных, но зато и к пиару нетребовательных.

А было ж время, ой, было. Время больших понтов. Время больших веерных пальцев. Время розовых и пушистых хомячков – олигархов. Им хотелось поскорее дать о себе знать всему миру. Хотелось показать себя с самой лучшей, как им казалось, стороны. Их великие информационные войны были пиршеством достойнейших мужчин и женщин – специалистов по черному и белому пиару, асов журналистской «джинсы». Во многом на этих достойнейших мужчинах и женщинах поднялся из руин московский рынок первичного и вторичного жилья. Окреп отечественный туризм, совершивший именно на эти немалые, но великие деньги прорыв в самых экзотических направлениях. А отечественный же, но автопром вконец загнулся, потому как никакие пальцы веером не влезают в его детище-уродище. Они требуют иной марки. Наконец, вот оно, главное достижение: именно на пиаровских деньгах расцвело пышным цветом свободное новорусское слово – отечественная журналистика периметра Садового кольца г. Москвы.

Люди, мало-мальски умевшие слагать слова про деривативы, акции, контрольные и блокирующие пакеты, а особливо толлинг, холдинг и лизинг с маркетингом, быстрее всех зажили не нашей жизнью. Они подняли высоко-высоко, как красный фонарь над борделем, цену свободы слова как печатного, так и особенно слова телевизионного.

Отдельные умельцы были и вовсе нарасхват, а их совокупным доходам (ну очень приличный оклад-жалованье в конверте плюс «джинсовые») мог бы позавидовать исполнительный директор весьма приличной западной корпорации, мучающийся с этих же сумм прогрессивными налогами.

Были учреждены специально обученные издания, печатающиеся для очень узкого круга лиц, переписывавшихся через них друг с другом посредством рекламных бюджетов своих хозяев. Причем мастера пиара так вошли во вкус, что пред лицом хозяев стали рисовать пишущую и снимающую братию как сущих монстров-кровососов, в результате чего списывали на якобы журналистскую алчность десятки и десятки тысяч долларов, которые никто никому сроду не платил ни за какие публикации. Нравы эти, вполне укоренившиеся в пиар-структурах, живы и по сей день. К примеру, пиар-менеджеры одной шибко известной компании, специализирующейся на очень легком металле, свободно покупают элитные квартиры в Москве после двух-трех месяцев весьма непыльного труда виртуального превращения крыс в хомячков. Причем все хоть сколько-нибудь сведущие в этом зверинце почитатели пиар-талантов все равно знают, под какой именно личиной скрывается та самая по всей программе отпиаренная крыса.

Нет, оно, конечно, цвели и процветали другие не менее достойные способы честного отъема денег у населения и государства. Но пиар был среди них едва ли не самый благороднейший. Это когда слабит, не прерывая сновидений.

Апофеозом блистательного шествования по стране лжехомячков стали колоссальные пиар-бюджеты вполне себе государственных структур. Оно, конечно, можно понять несчастных думцев: их жизнь – вообще одна большая политическая панель, где небелым и непушистым вообще делать нечего, как, к примеру, вокзальным б...м на Тверской. Но ведь и солидные министерства и ведомства пустились туда же. Это было еще до того, как сильно почикали «нецелевые инвестиционные программы» соответствующих естественных монополий. Тогда какое-нибудь шибко озадаченное своим имиджем министерство-ведомство вполне могло позволить (более того, считало категорически нужным) себе учредить какой-нибудь журнальчик, поддержать газетку, а то и чисто конкретных ее авторов. Да и уважающие себя замминистра тоже не считали западло забашлять «чирикастый»-другой на собственный хомячковый раскрут. Такой вот, знаете ли, русский фокус-покус. Который был-был, а потом весь вышел.

Короче, времена настали скучные. Ни одной тебе полномасштабной информационной войны. Категорически мало (для вольготного выживания так называемой свободной малотиражной печати) стало сливов и убийственных «компроматов.Ру». Людей снимают и назначают тихо-мирно, сверяя новую должность с питерской пропиской, а не общественной репутацией. Реформа РАО ЕЭС идет с точки зрения пиар-стараний вяло и малоликвидно. Похоже, борьба за «Иркутскэнерго» стала лебединой песней электрических пиарщиков. В былые времена скандал с сильной уценкой нашего обогащенного урана Америке на нужды АЭС взбодрил бы бюджеты не одной телепередачи или печатной публикации. Но не сейчас: пропало чего – ну и фиг с ним, не снимать же за это земляков с работы. Железнодорожное ведомство, похоже, окончательно тоже забило большой костыль в собственный политический пиар, поняв, что предыдущему предводителю – Николаю Емельяновичу — он все равно не принес никакого счастья, кроме уголовного расследования.

После того как несчастных коммунистов не без циничного изящества слили со всех мало-мальски значимых думских комитетов, оппозиция в парламенте окончательно испустила дух. А это значит, что договариваться теперь станут тихо-тихо. И дешево-дешево. Про так называемый сенат я вообще не говорю: половина тамошних заседателей с трудом пока еще понимают, куда попали, и изучают манеры поведения за столом (элита, блин, как-никак). Другая половина – это те, которые чисто конкретно из бизнеса пришли — порешают вопросы без лишней помощи мордоделов, то есть, простите, имиджмейкеров. Потому как знают, как и кому надо заносить напрямую, минуя дурную рекламу.

Оно, конечно, грядущие думские выборы могут несколько всколыхнуть подернутый ряской мир политического пиара. Но лишь для того, чтобы тот упал замертво на последующих выборах президентских. Потому что разве кому-нибудь в этой стране еще нужно, да еще за большие деньги, доказывать, что Владимир Владимирович и так над всем этим самый белый и самый пушистый?