Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Туркменское счастье

28.05.2001, 13:51

Вот кому повезло, так это туркменам. Пока европейский человек мучается проблемой выбора, а человек американский – той же проблемой, но уже на очень сытый желудок, человеку туркменскому остается только молиться об исполнении своих желаний. А молиться, как известно, всегда проще, чем выбирать.

Туркменами, так уж сложилось, правит совершенно незаурядный человек – бывший член ЦК КПСС, а ныне простой Вождь Всех Туркмен Сапармурат Ниязович Ниязов, в миру – Туркменбаши. Его именем в Туркмении чего только не названо. А его изображение в чем и на чем только не исполнено, включая, разумеется, золото, денежные купюры и драгоценные камни. И вот недавно соратники вождя пригляделись к нему повнимательнее и вдруг увидели, что он – не простой смертный. Есть, есть в нем нечто священное. Пригляделись ещё – и точно: да он же пророк! И как они раньше не замечали.

Пророком, обладающим священными способностями, Ниязова официально объявил на брифинге его же собственный пресс-секретарь, который затем все это подробно и научно обосновал в газете «Нейтральный Туркменистан». По мнению президентского пресс-секретаря, Сапармурат Ниязович был ниспослан туркменам непосредственно с неба, дабы повести их светлым путем тотального счастья в третье тысячелетие, а его священный дар и не менее священные способности не вызывают никакого сомнения. Кто бы сомневался!

На устроенной по случаю конференции Туркменбаши по привычке (а он, вообще-то, человек донельзя скромный в быту и политической жизни, хотя ни разу так и не устоял ни от соблазна поиметь золоченую статую собственной персоны, ни город, названный в его честь и при его же жизни, ни от многих других подобных соблазнов) сильно отнекивался от почестей, но робкие увещевания сатрапа, разумеется, утонули в хоре голосов подобострастных делегатов, вошедших в неуемный раж от скандирования здравиц в его честь. Сатрап покочевряжился маленько, да и сдался на милость боготворящего его народа. Потому как народ всегда прав, а если и ошибается, то настоящий вождь должен ошибаться вместе с народом. Конференция, соответственно, постановила: «Есть пророк в туркменском отечестве!».

Вообще-то культ личности – это чрезвычайно полезная вещь. Она снимает многие вопросы, не говоря уже об искушениях, в основном, альтернативностью. Культ личности поддерживает подведомственную паству в состоянии постоянного восторженного обожания. И этим же ее сильно дисциплинирует. Культ личности отучает отдельных несознательных граждан от гнусной привычки критиковать по мелочам и по-крупному – то есть искать на солнце пятна, ибо светило столь ярко, что все время приходится щуриться, оттого пятен никогда не видно. Граждане, не понимающие столь простых истин, удаляются в глубокую тень и там перестают портить жизнь себе и окружающим.

Культ личности делает жизнь много проще, лучше, радостнее и веселее. Причем – за очень умеренную цену: что такое пара-тройка золотых статуй вождя плюс издание полного собрания сочинений, плюс парадные портреты и бюсты повсеместно и прочая культовая ерунда по сравнению с трудоемкой и дорогостоящей задачей борьбы, к примеру, с тотальной нищетой. К тому же известно, что по-настоящему счастлив может быть только совершенно нищий человек. Как только он обрастает собственностью, с ней же приходит совершенно ненужное в «правильно» организованном государстве человеческое достоинство, начинается ропот по поводу действия властей и брюзжание на тему «Куда вы дели мои налоги?».

В условиях же развитого культа личности благостью и счастьем становятся самые что ни на есть простые вещи и события, неподвластные восхищению в условиях пресыщенности демократией. Вот Он проехал с кортежем по городским улицам – и улицы замерли в счастливом томлении от осознания того, что вот им выпала честь простоять в пробках часок-другой ввиду высочайшего проезда Самого. А если еще доведется увидеть – хотя бы одним глазком, тогда вообще — восторг! А если еще и Он увидит и обратит высочайшее внимание, пожмет руку, приласкает взглядом, даст грамоту, а то и целый орден. Это ж счастье. Этим можно делиться с друзьями и соседями, с этим можно выступать на митингах, в газетах, а потом писать мемуары для подрастающей молодежи.

Культ личности сплачивает счастливых от ерунды людей, которым тотчас хочется начать петь и ходить строем под указанную музыку. Не надо думать, что делать – все скажут. Не надо тужиться и формулировать собственную мечту – ее спустят сверху должным образом оформленной, с соответствующими рюшами и точной хронологией осуществления. Как правило, хронология претворения сказки в быль выходит за рамки жизни одного поколения, при котором провозглашается курс на то или иное конкретное счастье. Но разве тут важна цель? Ничуть! Важен процесс мечтания и осознанного преодоления всех и всяческих тягот и лишений по ходу бесконечного процесса стремления к мечте. Не надо терзаться сомнениями – все будет разъяснено, расставлено по идеологическим пронумерованным полочкам. Голова свободна от ненужных мыслей, она постоянно кружится от счастья жить и трудиться под сенью Великого Вождя.

Жалко, что мы не туркмены и у нас повсеместно не устанавливают золоченых статуй Владимира Владимировича – только из чугуна льют где-то, говорят, в Питере, и то за деньги и только бюст. А ведь как сразу заиграла бы красками и оптимизмом нынешняя повседневность. Досуг скрасило бы изучение речей, статей и выступлений ВВ (Великого Вождя). Было бы куда пойти после работы – то собрание, то митинг в поддержку очередной мирной инициативы ВВ или, не дай бог, протеста — это если кто из чужеземцев нашего ВВ дурным словом обидеть норовит. Дети и подростки вмиг снялись бы с иглы и начали бы ходить строем с речевками, отдавая салют с поворотом головы в сторону местной статуи ВВ. Взрослые, затаив дыхание, следили бы за международными успехами ВВ-дипломатии, а также перестали бы задавать глупые вопросы по поводу мудрой и заботливой (о благе народа) внутренней политике ВВ.

Гусинские и березовские, еще не успев поднять свою вражью голову, были бы тотчас заклеймены позором на массовых митингах, собранных в обеденный перерыв. Голодный народ однозначно потребовал бы «собакам – собачью смерть» и сделался бы по-настоящему счастлив до отрыжки, узнав, что его благородный гнев не пропал втуне. Короткого объяснения ВВ по поводу утонувшей подводной лодки – «она утонула» — было бы более чем достаточно и на всенародное горе, и на сбор совершенно добровольных пожертвований в размере месячного оклада на новую лодку, и на гнев против происков империалистов НАТО, поднявших губительную волну, поглотившую субмарину. Слова «если бы» да «почему», а тем более выражение «имеем право знать» (например, применительно к теме о том, куда деваются каждый год деньги, отпущенные на борьбу с наводнениями в нарочно построенных в низинах городах и селах) напрочь исчезли бы из всенародного лексикона, сменившись на «поддерживаем и одобряем», «вечная слава ВВ» и, разумеется, бесчисленные «да здравствует».

О чеченской войне знали бы только те, кому пришли бы на нее повестки. Никаких тебе реформ ЖКХ, РАО «ЕЭС России». Все обсуждение повышения цен свелось бы к сакраментальному «ну, надо, так надо», и даже удорожание ликероводочной продукции воспринималось бы как упорядочивание цен, производимое по просьбе трудящихся. При этом в стране цвела бы бурным цветом безальтернативная политическая жизнь, передовицы газет зачитывались бы до дыр в поисках сокровенного смысла, а первомайские демонстрации вновь радовали бы миллионы ребятишек, получивших уникальную возможность помахать самому ВВ или более мелким провинциальным вождикам, стоящим на трибунах местных мавзолеев, с плеч мобилизованных на торжество пап.

И ведь для осуществления всей этой пасторальной идиллии нужна всего-навсего сущая ерунда: просто пророк в свое отечество должен прийти вовремя. Наш руководитель имеет, говорят, обыкновение опаздывать на встречи и мероприятия. Может, это и к лучшему. В том смысле, что лучше Владимиру Владимировичу опоздать на полчаса, чем с Владимиром Владимировичем на полвека.