Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эмир и Ходорковский

Политолог

Я спросил у одного умного западного дипломата – «как вы думаете, чем кончится дело Ходорковского, его ведь вот-вот начнут судить?» Он ответил с присущим ему скептицизмом (который вольно, впрочем, не разделять, исповедуя оптимал-патриотизм):

– Николай I ведь так и не простил декабристов…

– Помилуйте, причем тут декабристы, подчеркнул я свое недоумение, дабы все-таки получить более конкретный прогноз. – Ходорковский отнюдь никакой не декабрист.

– Потому что только так император мог доказать, что он настоящий император. Что же касается сегодняшних дел и ЮКОСа, то Ходорковского посадят, что бы ни говорили в мире об этом, а компанию обанкротят, пусть второе и будет вопреки всякой экономической логике и пойдет во вред стране.

Что ж – прогноз он дал. Большинство его предыдущих прогнозов сбывались. Об исторических ассоциациях можно сильно спорить.

Но я, собственно, не об МБХ. Я о катарском эмире и двух российских разведчиках, для которых прокурор уже потребовал смертного приговора путем отрубания головы.

Российская пресса, да и вся российская массмедиа, как-то поразительно хладнокровно – до леденящего цинизма – относится к происходящему в жаркой мусульманской стране.

Некоторый драматизм (преходящий, впрочем) событиям в г.Дохе придало увольнение журналиста Парфенова, который пытался выдать в эфир интервью со вдовой убиенного Яндарбиева. Якобы вопреки вежливой, но настойчивой просьбе спецслужб, просивших этого не делать, дабы не навредить подсудимым разведчикам. Скандальный эпизод, густо замешенный на межличностных отношениях внутри, с позволения сказать, топ-менеджмента, многократно в грубых и даже порой извращенных формах изреформированного по самые гланды телеканала, однако, вылился в некий уже почти рутинный гундеж на тему свободы слова.

Может, оно и так – фактор несвободного слова, видно, наличествует. И в изрядных объемах. Но почему же никто толком не осмелился предположить – а что если в той просьбе спецслужб было хотя бы пять процентов резона? Ну не пять, а хотя бы полпроцента… Тогда что? Крутануть «русскую рулеточку» с интервью? Тем более что в договоренности той вроде сам изначально участвовал...

Легкость, знаете ли, такая необычайная. Это в том смысле, что все как сговорились по поводу того, что двух бедолаг с российским паспортами и, стало быть, гражданством, то ли действительно неуклюже взорвавших Яндарбиева, запечатлевшись на всех возможных телекамерах слежения, то ли попавших под горячий катарский замес, вот-вот отпустят с миром и амнистия у них буквально из кармана торчит. Что, мол, все эти прокуроры катарские – ерунда полная, там все эмир решает, а он с Путиным по телефону поговорил, значит пообещал на суд наплевать и разведчиков помиловать. Ну, подумаешь, приговорят к отрубанию головы, но это все – так, для проформы, чтобы мусульманские национальные чувства, значит, не задеть. А вообще этим катарцам это все (отрубание двух разведголов) на фиг не надо, они это дело хотят замять, приговорят, затем подержат в зиндане-тюрьме с полгодика, да и помилуют милостью эмира. Потому как он – парень, тянущийся к прогрессу, сулил верноподданным даже конституцию, да и вообще в Катаре мало иностранцев казнят. То есть казнить все же казнят, но мало…

А вы вот так уверены, господа? В своих рационально-циничных расчетах? Может, оно так вот все и есть, может, так все и сбудется. И слава Богу… Ну, процентов на 80 сбудется. Может, даже на 99. А вот один оставшийся процент вас не смущает? А сглазить, наконец, не боитесь? А вдруг вот не будет этого всего? Сорвется расчетец. Ну не «дозвонится» эмир до ихнего прокурора или судьи. Не станет попирать правосудие шариатское? Вот как суд решит – так и будет, мол. Тем более что к дарованию конституции хороши не только амнистии, но и демонстрация диктатуры закона. Перед которым, как нас все учат и учат, все равны. Вне зависимости от всяких телефонных разговоров, в ходе которых стороны, как было объявлено, обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес. К тому же Яндарбиев был каким-никаким гостем эмира. Убить гостя на востоке – оскорбить хозяина. И тут могут просто не сработать никакие такие рассудочные рассуждения про то, выгодно ли эмирату казнить двух русских разведчиков или невыгодно. Ведь случаются же действия, продиктованные не рациональной логикой, а совсем иными мотивами. Ну разве нам это не знакомо?

К тому же «басманное» катарское правосудие формально отвергло все притязания защиты, которая, по тем же «басманным» катарским понятиям-законам, процесс проиграла просто под полный ноль.

Поэтому не надо толкать эмира под руку. И не надо пытаться «просчитать» его душу. Потому как душа эмира – это такие потемки…

Автор – шеф-редактор газеты «Известия»

Новости и материалы
В Одессе решили сохранить проспект Гагарина
Словацкий евродепутат пронес на заседание Европарламента голубя
Ученые ускорили производство синтетических алмазов в сотни раз
В России разрабатывается новая линейка морских беспилотников
В Иране состоялась премьера фильма «Опьяненные любовью» с Ханде Эрчел
Счетная палата выяснила, в больницах каких регионов слишком много управленцев
Названа причина, почему болельщики не понимают российских футболистов
Стало известно, на что россияне предпочитают жертвовать на благотворительность
Врачи столкнулись с необычным побочным эффектом при лечении рака
Стали известны подробности морального и физического состояния Тимура Иванова в СИЗО
Новым титульным спонсором Ferrari в «Формуле-1» стала компания из США
Вандалы надругались над могилой основателя группы «Король и Шут»
Комментатор объяснил, почему не верит в «Лос-Анджелес» против Макдэвида
Северо-Западный федеральный округ признали наименее лояльным
В Большом театре состоится премьера «Питер Пэн»
Хуситы атаковали два коммерческих судна и эсминец США
Стало известно, почему «Динамо» переиграло «Оренбург»
В Пентагоне подтвердили тайное распоряжение Байдена
Все новости