Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Стихает шум в Тишинском переулке

Эксперты не обнаружили признаков культурного наследия в ДК имени Серафимовича в Москве

Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»

В истории с ДК им. Серафимовича в Среднем Тишинском переулке, кажется, поставлена точка. Экспертиза показала, что дом не может быть признан объектом культурного наследия, а техническое состояние здания таково, что реставрировать его невозможно.

ДК им. Серафимовича получил широкую известность лишь в июне этого года, когда начался его снос. 8 декабря 2016 года Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) Москвы подписала разрешение на строительство многофункционального комплекса на месте ДК, писали «Ведомости». С началом демонтажных работ в июне 2017 году, у здания образовалась группа защитников, которая требовала признать объект памятником конструктивизма и сохранить. Ранее никаких упоминаний об архитектурной и исторической ценности ДК замечено не было, тем не менее на время проведения экспертизы снос был приостановлен.

Реклама

После заседаний научно-методического совета при Мосгорнаследия, эксперты сошлись на том, что здание не может быть признано объектом культурного наследия. Сведения об исторической и культурной ценности не нашли документального подтверждения. Так, в результате реконструкции 1930-х годов и поздних многочисленных перестроек облик здания 1888 года утрачен. Дом был надстроен третьим этажом, также были сделаны пристройки. Во второй половине ХХ века здание реконструировали. Также там меняли планировку и интерьеры, изменяли конфигурацию кровли. Частично здание было надстроено 4 этажом, в 1980-е были заложены окна для переоборудования зрительного зала в кинозал.

Если упростить профессиональную терминологию, которая обычно используется при оценке исторической и архитектурной значимости здания, не каждый старый дом является объектом культурного наследия, для определения этого существуют вполне четкие критерии – уникальность здания, его роль в формировании городской среды, мемориальная ценность, сохранность фасадов и конструктивных элементов и т.п. Приписываемый ДК им.Серафимовича конструктивистский стиль непрофессионалу не так просто определить: внешне ДК довольно сильно отличается от своих признанных во всем мире «коллег» вроде ДК им. Зуева, ДК им. Русакова или клуба завода «Каучук». В здании ДК им. Серафимовича нет многих типичных для конструктивизма элементов – игры крупных объемов, подчеркнутой фрагментированности, ленточного остекления и вообще широких окон.

Один из аргументов, который также приводится в защиту позиции архитектурного памятника: в ДК в разное время выступали многие знаменитости. Однако присутствие таких вип-гостей входит в функционал дома культуры и не является чем-то уникальным, дающим право на охранный статус. Это все равно, что признать стадион памятником, потому что там постоянно выступают звезды.

. «Планировка и интерьеры здания бывшего клуба, имевшие мемориальную ценность, связанную с именами многих выдающихся деятелей культуры и искусства, к сожалению, в результате многочисленных перестроек, утрачены», — подытоживает руководитель НПО «Исторические зоны» НИиПИ Генплана Москвы Елена Соловьева.

Объект является элементом историко-градостроительной среды, претерпевшим несколько реконструкций. Он не получил архитектурного оформления в стиле конструктивизма и не представляет архитектурного интереса, говорят эксперты. «Не вижу у здания ДК им. Серафимовича признаков объекта культурного наследия. Оно представляет собой утилитарную постройку, сформировавшуюся в период между концом 1880-х гг. и 1930-ми гг. и претерпевшую многочисленные поздние реконструкции», — заявил архитектор-реставратор высшей категории, аттестованный Минкультуры России эксперт Владимир Шарапов.

Помимо прочего, сам ДК, согласно научно-техническому отчету, составленному по результатам обследования строительных конструкций здания, находится в печальном состоянии: «Техническое состояние фундаментов здания, учитывая выявленные значительные повреждения и критические дефекты, а также принимая во внимание значительное снижение прочности материалов и повсеместное выкрашивание цементно-известкового раствора бутовой кладки с потерей связи камня между собой, оценивается как аварийное». В итоговых выводах специалистов прямо говорится: «При данной категории технического состояния присутствует опасность внезапного разрушения конструкций. Функционирование здания в существующем виде не допустимо».

Это общая беда всех зданий ранней советской постройки в Москве, констатируют эксперты. «Их реконструировать или вообще нельзя, или слишком дорого. Камышовые перекрытия, четкий функционал, а в итоге внешне все равно неспециалист не сможет отличить от современных домов», — сказал «Газете.Ru» историк архитектуры Михаил Коробко.

Общественность также далеко не так однозначно воспринимает данное здание. Так, в посте популярного блогера в комментариях особой поддержки идея сохранения данного здания не нашла.