«Новое здание возвращается в городскую ткань»

Руководитель архбюро «Мезонпроект» Илья Машков рассказал, что появится на месте Таганской АТС

Семен Михайлов 04.05.2016, 08:26
Архбюро «Мезонпроект»

Вокруг Таганской АТС в последнее время кипят нешуточные страсти. О том, что появится на месте старого здания и почему его решили снести, рассказал руководитель архбюро «Мезонпроект» Илья Машков, работающий над проектом.

— Согласны ли вы с тем, что здание АТС является памятником культуры?
— Здание в своем стиле достаточно привлекательное, но оно не уникально и оно не признано памятником. Следует понимать, как здания получают статус памятников. Это не просто несколько человек встретились, кинули монетку и решили давать статус памятника культуры или нет. Это достаточно сложная экспертная работа. Случайных людей там нет, простому обывателю невозможно определить значимость того или иного здания, поскольку он не является экспертом. Есть экспертное сообщество, причем эксперты весьма достойные люди, это известные реставраторы, историки. Решение по АТС было принято даже не чиновниками, а авторизованными экспертами, которые аккредитованы Министерством культуры.

Лично мне кажется, что как образец конструктивизма это здание обладает определенными привлекательными чертами, но официального статуса памятника у него нет.

Более того, официально решили, что памятником оно не является.

— Все же, почему было принято решение не использовать существующую постройку, а заново все строить, тем более что, как вы признаете, здание достаточно интересное?

— Это здание АТС, которое принадлежало МГТС. Оно было создано, чтобы разместить там определенную аппаратуру. Прогресс не стоит на месте, техника стала гораздо компактней, и сейчас все, что нужно, чтобы обеспечить работу такой АТС, поместится в ящике два на три метра. То есть сейчас это здание вообще не нужно. При этом там свои черты, обусловленные технической функцией, оно приспособлено для больших нагрузок, но никак не приспособлено для людей.

Например, в здании Таганского АТС очень узкие окошки, это специально сделано для того, чтобы свет не проникал в здание, не нагревалось оборудование.

Ширина окна около 25 см (это как лист бумаги А4). При этом, даже если просто там прорубить достаточные широкие окна, то это уже не будет конструктивистской постройкой.

Сергей Бобылев/ТАСС

Есть один архитектор, который говорит: я могу сделать бесплатный проект приспособления этого здания для новых функций. Если ты можешь, возьми, сделай. Покажи, и пообсуждаем. Может, и пройдет. Когда был конкурс, все подготовили бесплатно свои проекты и потом из них выбирали лучший. В современном мире получить заказ, не делая бесплатно проект, невозможно.

— А что в итоге решил создать на месте АТС инвестор?
— Обычно такие площадки идут под строительство жилых домов. Запланирована реновация многих бывших зданий АТС, только наше бюро работает над четырьмя такими проектами. Этот случай не исключение. Будет комплекс апартаментов, по старинке говоря, доходный дом. В здании будет примерно 45 апартаментов. Соответственно, жильцов будет немного, нагрузка на инфраструктуру почти не вырастет. На окружающий жилой район это повлияет только положительно. Сейчас АТС фактически вырезано из жизни района, его окружает глухой забор. А будет здание с первыми этажами, которые полностью интегрированы в город, там будут какие-то кафе, магазины. Здание возвращается в городскую ткань, туда смогут заходить жители, пользоваться его инфраструктурой.

— Сохранятся ли в новом проекте какие-то контуры старого здания? Как оно впишется в окружающий ландшафт?
— Будет определенный ритм пилонов на фасаде, который немного напоминает о старом здании, но сказать, что какая-то реплика, конечно, нельзя, будет уже выглядеть по-другому. При этом был сделан тщательный визуальный ландшафтный анализ, объем здания был вписан в то же пятно застройки. Это довольно строгая история, единственно, новый проект выше на один этаж, чем предыдущее здание. Но нельзя сказать, что строится небоскреб, как утверждают некоторые активисты.

По высотности, в частности, расхождения совсем небольшие со старым проектом.

Новое здание, которое появится на месте АТС, хоть и будет другого стиля, но органично впишется в этот самобытный ни с чем не сравнимый архитектурный стиль Бульварного кольца, которое лучше всего отражает смешение разных эпох и стилей, позволяя видеть всю архитектурную историю Москвы, ее быт и уклад в течение столетий.