Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Строительство «Нордмолла» продолжается»

Интервью с генеральным директором торгово-логистического комплекса «Нордмолл»

Илья Карпатник 14.12.2015, 09:27
«НордМолл»

В Новосибирске готовится к открытию торгово-логистический комплекс (ТЛК) «Нордмолл», который станет крупнейшим в Сибири. Генеральный директор компании Ваган Авакян рассказал «Газете.Ru» о том, как в условиях кризиса удалось привлечь на новую площадку тысячи арендаторов.

Общая площадь ТЛК — 170 тыс. кв. м. В январе «Норд Сити Молл» вводит в эксплуатацию первый корпус площадью 56 тыс. кв. м. После ввода всего комплекса осенью 2016 года это будет крупнейший торгово-логистический комплекс за Уралом. Новосибирск занимает уникальное географическое расположение: здесь проходят ключевые транспортные магистрали, соединяющие восток с западом. При этом область не имеет серьезных сырьевых ресурсов или мощной промышленной базы, и выполнение функции торгово-логистического моста естественным образом становится конкурентным преимуществом Новосибирска.

Наш комплекс поможет региону вернуть лидирующие позиции на этом рынке и стать центром притяжения для серьезных игроков, обеспечивающих торгово-логистические связи между западом и востоком.

Комплекс обеспечит создание более 10 тыс. новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты разных уровней в размере 1,5–1,8 млрд руб. На первом этапе его главная задача — обслуживание интенсивных оптовых потоков, идущих с ближнего и дальнего зарубежья и затем расходящихся по соседним регионам. Поскольку львиная доля этих товарно-транспортных потоков носит транзитный характер, естественно расположение ТЛК на границе города.

Строительство и запуск ТЛК «Нордмолл» только первая фаза проекта. Нами планируется создание и сопряженного с ним производственно-логистического кластера.

В силу специфики географического расположения региона (близость к рынкам Средней Азии и Китая) проект является стратегическим, системообразующим и обладает серьезным синергетическим потенциалом для развития смежных секторов экономики (логистика, транспорт, отели, дорожная инфраструктура и пр.).

В концептуальных и проектных решениях использованы не только мировой опыт по созданию подобных многофункциональных кластеров, но и самые передовые технологические решения.

— При этом комплекс будет работать не только как логистический центр, известно, что там также будут представлены магазины, торгующие в розницу. Подобный формат практически не представлен в отечественном девелопменте, с чем связан такой выбор?

— На самом деле это формат, который давно представлен на рынке. Другое дело, что он возник стихийно, формировался в виде площадок для реализации товаров, доставляемых челноками. Со временем эти площадки в различных городах разрослись и приняли форму стихийных рынков. В 2006 году был принят закон, предписывающий ликвидацию торговли с контейнеров и палаток и перемещение этой деятельности в капитальные сооружения. Важной задачей государства при этом является не только формальное перемещение этого бизнеса в крытые помещения, но, прежде всего, ликвидация полукриминальных теневых экономических отношений, на которых строилась работа прежних рынков. Именно такую задачу решает наш комплекс.

Конечно, основным драйвером ТЛК будет оптовая торговля, для которой мы предусмотрели все необходимые условия. Одновременно мы предусмотрели в составе комплекса зоны фуд-корта, сервисные и развлекательные зоны, которые сделают этот комплекса привлекательным и для розничного покупателя. Мы рассчитываем, что со временем доля розничной торговли будет расти. Площадь комплекса позволяет это сделать. Чтобы представить его размеры: на кровле могут разместиться 15 футбольных полей.

Понятно, что такой комплекс сложен в управлении и эксплуатации, поэтому нами изначально была сформирована собственная управляющая компания, куда мы пригласили высококвалифицированных специалистов. Исключительно важен и аспект безопасности, для чего нами было создано частное охранное предприятие. Оно в состоянии обеспечить обстановку, в которой как работники, так посетители комплекса будут чувствовать себя комфортно и безопасно. С этой же целью комплекс оснащен современными средствами технического контроля.

— Известно, что сейчас достаточно тяжелое время для рынка коммерческой недвижимости. Какова заполняемость комплекса, есть ли у вас проблемы с подбором арендаторов?

— Наш проект ориентирован на тот сегмент, в котором формируется наиболее доступная цена конечного товара. Скорость, с которой заполнился первый корпус, оказалась беспрецедентной и неожиданной даже для нас самих: буквально за две недели октября мы подписали около 1 тыс. предварительных договоров аренды, заполнив практически весь первый корпус. Исходя из этого, мы пересмотрели свои оценки емкости этого рынка и сейчас перепроектируем второй и третий корпуса так, чтобы в них разместилось примерно по 1,7 тыс. торговых мест в каждом. Таким образом, общая вместимость ТЛК будет около 4,5 тыс. торговых мест, на которые уже сейчас зарегистрировано более 2 тыс. заявок.

Учитывая лояльную к арендаторам политику ставок, мы нисколько не сомневаемся, что весь комплекс будет заполнен. Есть еще один важнейший фактор, который делает наш успех неизбежным, — это количество торговых мест, размещаемых в едином пространстве, под единой кровлей. По этому фактору у нас нет конкурентов, а он является важнейшим, чтобы не сказать решающим для арендаторов.

— Кто входит в пул арендаторов. Это только местный бизнес или крупные федеральные сети также будут представлены?

— Подавляющая часть наших арендаторов представляет собой малый и средний бизнес, в основном это индивидуальные предприниматели. В этом плане объект содействует реализации важнейших установок руководства страны по формированию устойчивой экономической базы. Среди наших будущих арендаторов есть определенная доля иностранных предпринимателей. Это естественно, потому что значительная доля товаров завозится из-за границы — Китая, Вьетнама, Киргизии и т.п. Но и те торговые точки, которые принадлежат иностранцам, обеспечивают рабочими местами наших российских граждан.

— Участвуют ли местные власти в развитии проекта?

— На протяжении реализации проекта мы постоянно ощущаем заинтересованность и поддержку со стороны администрации Новосибирской области и лично губернатора Владимира Филипповича Городецкого. В первой половине текущего года губернатор провел большое совещание непосредственно на нашей площадке, дал необходимые поручения профильным министерствам по проработке с нами важнейших аспектов функционирования комплекса. В частности, сейчас при активном участии министра транспорта Сергея Михайловича Титова мы работаем над организацией городских и междугородних маршрутов, которые обеспечат транспортную доступность комплекса как для его работников, так и для посетителей. Местные власти оказывают большую поддержку.

Такое отношение к проекту крайне важно для нас, и вместе с тем оно отражает ответственное государственное отношение к проекту, в рамках которого в реальный сектор области инвестируется около 5 млрд руб. Также нельзя не отметить взвешенную позицию властей, когда в октябре этого года Новосибирский районный суд по голословному и ничем не обоснованному иску экологической организации «Тут грязи нет» принял обеспечительные меры по приостановке строительства. 24 ноября областной суд отменил данное решение. На мой взгляд, произошедший инцидент нанес огромный урон, прежде всего, имиджу региона и серьезно скомпрометировал инвестиционный климат. Мы рассчитываем, что рассмотрение этого иска по существу будет происходить на принципах объективности и законности, тем более что процесс находится под пристальным контролем члена Общественной палаты Российской Федерации Анатолия Григорьевича Кучерены и уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Юрьевича Титова.

Сейчас стройка постепенно набрала необходимые обороты, и я надеюсь, что во второй половине января мы введем объект в эксплуатацию и разрежем ленточку на открытии первого корпуса.