Nielsen: россияне приняли «кризисную реальность» и не верят в скорый «отскок»

02.02.2016 | 15:59

Для глобальных потребителей 2015 год закончился на низкой ноте — индекс потребительского доверия Nielsen (доклад исследовательской компании имеется распоряжении «Газеты.Ru») потерял 2 пункта по сравнению с третьим кварталом и вернулся на уровень начала года в 97 пунктов. В Азиатско-Тихоокеанском регионе потребительское доверие также осталось на прежнем уровне по отношению к первому кварталу — 107 пунктов. Более позитивная ситуация в Европе: индекс поднялся на 4 пункта, до 81. Другие регионы закончили год менее уверенно, чем начали: потребительское доверие в Северной Америке опустилось до 100 (-6 пунктов), Ближний Восток и Африка потеряли по 6 пунктов, остановившись на 90, индекс в Латинской Америке снизился на 3 пункта, до 83.

«Динамику потребительского доверия во многом задает экономическая действительность. Европейцы в целом остались относительно устойчивы, несмотря на неопределенность в ряде экономик региона. Российские потребители показали привычно низкий уровень доверия, свидетельствующий о принятии кризисной реальности», — комментирует результаты доклада коммерческий директор «Nielsen Россия» Илона Лепп.

Согласно последнему онлайн-исследованию Nielsen, потребительское доверие в последнем квартале 2015 года возросло на 26 рынках из 61. Наивысший уровень индекса показала Индия, сохранив значение третьего квартала, — 131 пункт, минимальный (46) — Южная Корея, хоть и прибавила 4 пункта к концу года. Среди крупнейших экономик мира потребительское доверие укрепилось на 1 пункт в Китае (107), Великобритания и Германия потеряли по 2 пункта (101 и 98 соответственно), в США индекс упал на 19 пунктов (100), в Японии потребительское настроение стабильно падало от квартала к кварталу и достигло 79 пунктов.

Согласно исследованию, главные мировые страхи сосредоточены вокруг тем глобального терроризма и миграционного кризиса. В четвертом квартале 2015 года страх перед терроризмом обострился среди потребителей Северной Америки (27% назвали эту проблему главной или второй по значимости) и Европы (22%).

«Такие общественно-политические события, как проявления терроризма и развитие иммиграции, к сожалению, в большинстве случаев непредсказуемы, но они сильно отражаются на настроении в регионах, которых коснулись, что и наблюдается в ряде стран. В России же в первую очередь внимание потребителей привлечено к экономическим вопросам. Страх перед терроризмом как проблема номер один наблюдается только у 8% потребителей, столько же обозначили ее как главную проблему номер два. А вопрос иммиграции не стоит перед онлайн-потребителями вовсе (1%)», — отмечает Лепп.

Больше половины респондентов (55%) по всему миру не ожидают выхода своих стран из рецессии в четвертом квартале 2015 года, что превышает показатель начала года (53%). Ощущение кризиса присутствует у 96% потребителей в Венесуэле, у 95% на Украине, у 93% в Бразилии и у 91% в Южной Корее. Наименее распространено мнение о кризисном статусе экономик в Китае (29%), Чехии (33%), Дании (34%), Новой Зеландии (37%) и Германии (38%).

«Сильно ощущается кризисное настроение в России: 81% потребителей считают, что российская экономика в кризисе — это один из самых высоких показателей в Европе, и половина из них убеждены, что страна не выйдет из рецессии в ближайшее время. В четвертом квартале 2014 года кризис фиксировали 60%, причем в «выздоровление» экономики в ближайшем будущем не верила треть опрошенных», — отмечает директор Nielsen.

Глобальное исследование потребительского доверия (The Nielsen Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось с 2 по 25 ноября 2015 года. Всего были опрошены более 30 тыс. онлайн-потребителей из 60 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей интернета в конкретной стране, максимальная погрешность выборки составляет 0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки для включения страны в исследование: минимальная степень проникновения интернета — 60%, или 10 млн интернет-пользователей.

Новости по теме