Автомобили без спроса

Заявление об уходе из России автомобильного гиганта General Motors в марте стало для рынка неожиданностью. Компания закрывает завод в Петербурге и прекращает контрактную сборку на двух российских предприятиях. Помимо GM о сокращении или прекращении производства за последнее время объявило более десятка крупнейших автопроизводителей. В общей сложности без работы останется более 20 тыс. человек.

Основная причина сокращения производства в автопроме — падение спроса. В марте этого года продажи автомобилей рухнули на 42,5% по сравнению с мартом 2014 года. Это происходит из-за роста цен (инфляция в годовом выражении достигла 17%), роста ставок по автокредитам (за год средняя ставка выросла с 15,4 до 21,1%) и одновременного падения реальных доходов населения (минус 9,9% в феврале 2015 года по сравнению с февралем 2014-го). Падение продаж одновременно с катастрофическим ростом издержек из-за удорожания кредитов приводит к тому, что в текущих условиях автопроизводители в любом случае вынуждены сокращать производство и, как следствие, сотрудников.

При этом автомобильная отрасль обладает огромным мультипликативным эффектом: одно рабочее место в автопроме обеспечивает восемь рабочих мест в смежных отраслях. При падении спроса в 2015 году на 40% (таковы прогнозы) сокращения в отрасли могут составить 100 тыс. человек, а значит, общее число сокращений в экономике может достичь 900 тыс. человек.