Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Сейчас на рынке идет борьба не на жизнь»

Владелица салона красоты в Королеве о конкуренции, продвижении и доверии клиентов

Казалось бы, что стоит открыть салон красоты? Дело, вроде бы, несложное. Однако, по словам владелицы сети салонов красоты «Студия Буре» в городе Королеве Елены Капитановой, простота такого бизнеса обманчива. Корреспондент «Газеты.Ru» в беседе с Еленой узнал о тонкостях содержания салона красоты и о сложностях конкуренции в рамках спецпроекта о предпринимательстве в России.

Как все начиналось

Предприятие «Студия Буре» — это семейный бизнес. Мама Елены Капитановой Ольга Буре открыла первый салон красоты в подмосковном Королеве еще в 2004 году. Сложно поверить, но в начале двадцать первого столетия в соседнем с Москвой городе было не так много подобных заведений. «Сейчас конкуренция запредельная, а когда мы открывали первый салон, в нашем городе было всего несколько десятков салонов, и из них только в десяти, наверное, было хорошее качество и доступные цены, в которых работали для клиента», — вспоминает Елена. Низкая конкуренция позволила скромному бизнесу преодолеть кризис 2008 года, а затем и перешагнуть рубеж первого десятилетия.

Все изменилось в 2012 году, когда Ольге пришлось выйти в декрет. Подменить маму пришлось Елене, которая к этому времени уже закончила университет, получив юридическое образование. «Я училась на юриста по направлению «Уголовное право», , планировала стать адвокатом. Сейчас я еще повысила квалификацию по направлению «Налогообложение и бухгалтерский учет», — отмечает предпринимательница. По ее словам, юридическое образование очень помогло в бизнесе, потому что некоторые вопросы она может решить самостоятельно.

Изначально Елена не планировала надолго оставаться в бизнесе, однако работа затянула ее.

«Когда начинаешь какой-то процесс , уже не можешь в один день взять и просто уйти. Так вот и пошло. Вроде сначала было какое-то временное занятие, даже не сказать хобби, а стало постоянной работой.

Даже в сложные периоды, которые бывают в любом бизнесе, когда кажется, что все плохо, надо все бросать, все равно не можешь этого сделать, потому что ты этим живешь, есть люди, которые от тебя зависят. Это такой психологический момент», — размышляет Капитанова.

Время перемен

С помощью Елены семейный бизнес начал развиваться, было решено открыть второй салон. Как отмечает предпринимательница, для этого у нее была заложена серьезная база. «С 2004 года я маме тоже помогала, все эти годы, фактически, тоже, как и она, жила этим проектом», — рассказывает она. Помимо того, что Елене не понадобилась адаптация, ей также повезло, что бизнес уже был достаточно стабилен.

«К тому же город сам по себе небольшой, у нас уже была налажена работа с кадрами, существовала своя клиентская база. Когда мы начали расширяться, несмотря на растущий рынок, нам было несколько попроще. Теперь клиенты могли выбирать салон по территориальному признаку. База мастеров теперь могла быть задействована и в одном, и в другом салоне», — отмечает Елена.

Самым серьезным испытанием для бизнеса стал кризис, обрушившийся на страну в начале 2014 года.

По словам предпринимательницы, рынок ощутил этот процесс особенно сильно, потому что спрос на услуги салонов красоты резко упал. Клиенты начали экономить. В этот момент владельцы бизнеса поняли, что по-старому жить уже не получится.

По словам Елены, в особенности это касалось способов продвижения, рекламы и работы с клиентами.

«Раньше, когда открывали первый салон в 2004 году, самым эффективным инструментом было сарафанное радио. Теперь мы начали продвижение в соцсетях, стали искать различные инструменты коммуникации с клиентом, чтобы как-то свои услуги им предлагать, искать альтернативы по стоимости. Стали под каждого клиента пытаться подобрать условия, услугу, стоимость и материалы», — рассказывает бизнесвумен.

Запредельная конкуренция

С развитием технологий начала расти и конкуренция.

Если раньше в Королеве салонов красоты было немного, то сейчас, как отмечает предпринимательница, их уже около трехсот, и все они используют интернет и социальные сети для работы с клиентами.

«Сейчас стало полегче, рынок устаканивается, ситуация налаживается, но все равно конкуренты активно продвигаются в соцсетях, надо за ними успевать. Поэтому стараемся тоже развиваться в данном направлении. В нулевые годы никакая реклама не работала, в том числе и наружная, она и не нужна была фактически. Ничего не стоит на месте, и сегодня этого уже недостаточно», — отмечает Елена.

В 2015 году сеть было решено открыть еще один салон. По словам предпринимательницы, и по сей день в его поддержку вливаются все основные силы и средства.

Для дальнейшего развития бизнеса было решено воспользоваться инструментами поддержки, в том числе и финансовой, которые сейчас предоставляет государство.

«Необходимость в поддержке малого бизнеса есть всегда, это такая нужная вещь. Они это делают очень вовремя, потому что сейчас возникают разные вопросы, например, правовые, не говоря уже о продвижении. Поэтому любое обучение, что-то новое – это всегда полезно любому руководителю. Кроме того, поскольку мы хотим развиваться дальше, очень удобно на портале бизнес-навигатора МСП посмотреть какие-то примеры по похожим случаям, в разных регионах и направлениях бизнеса», — рассказывает Елена.

Так как в основном на тот момент бизнесу были необходимы инструменты повышения узнаваемости бренда, а также возможность создания сайта, предпринимательница обратила внимание на возможности, которые предоставляет платформа «Поток» на портале бизнес-навигатора. Как отмечает Елена, через нее она и узнала о самой Корпорации.

«Нам очень полезной оказалась платформа «Поток». Мы постоянно находимся в поиске инструментов для продвижения. Мне показалось, что этот сервис один из наилучших, мы стали его активно использовать. Мы разрабатывали пробную страничку, она у нас заработала, мы остались очень довольны результатом», — отмечает она.

Взгляд в будущее

По словам Елены, высокие темпы роста конкуренции на рынке услуг салонов красоты постоянно вынуждают бизнес находиться в движении, искать какие-то новые ходы. «Если раньше можно было просто работать в свое удовольствие, и твоя работа сама говорила бы за себя, делала бы тебе репутацию, как это было с сарафанным радио, то теперь для того, чтобы клиент тебя сам рекомендовал и рекламировал, нужно вести с ним личное общение, удовлетворять каждую его потребность. Все это из-за того, что на рынке очень большая конкуренция», — размышляет она.

В этой связи в дальнейших планах у «Студии Буре» не столько возможное расширение бизнеса, сколько создание разных «специальных фишек», которыми можно удержать клиентов и привлечь новые категории посетителей. Например, было решено открыть свой барбершоп.

«Барбершоп – это сейчас на слуху, это актуально, люди интересуются. Поскольку в нашем городе их немного, мы посчитали возможным открыть такое направление. Теперь у нас есть проект, направленный на мужскую часть клиентов, для них есть отдельный небольшой зал», — рассказывает предпринимательница.

Помимо открытия салона для мужчин, в планах у Елены также создание школы барберов на базе салона красоты. «Проект курсов, мастер-классов для барберов в таком формате – это первый раз. Касаемо мастер-классов, у нас в городе нет школы для барберов, есть школа парикмахерского искусства в целом. Обучение таких специалистов – это отдельная история, им нужно оттачивать свое мастерство. Либо научиться, либо повысить квалификацию до совершенства», — рассказывает бизнесвумен. По словам Елены, в дальнейшем также планируется также открытие школы для обучения косметологов.

Несмотря на сложности работы на этом рынке, предпринимательница смотрит в будущее с оптимизмом и надеется, что когда-нибудь у нее появится и возможность географического расширения проекта. По ее словам, новые салоны их семейной сети могут открыться в других городах Подмосковья.

Что думаешь?
Загрузка