Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Российскому СПГ пришла японская труба

Япония хочет соединить свои острова с Сахалином газовой трубой

Алексей Топалов 21.05.2015, 16:13
Вид на завод по производству сжиженного природного газа, входящего в нефтегазовый проект... Александр Семенов/ТАСС
Вид на завод по производству сжиженного природного газа, входящего в нефтегазовый проект «Сахалин-2»

Япония хочет создать газопровод, который соединит Сахалин и Японский архипелаг. По словам японцев, трубопроводный газ окажется вдвое дешевле закупаемого сейчас российского сжиженного природного газа (СПГ). Однако эксперты считают, что цена будет ниже максимум на 10–11%, так как «Газпром» не захочет терять доход. Кроме того, прокладка сопряжена с чисто техническими сложностями: строительство придется вести в сейсмоактивной зоне.

Японская Tokyo Gas предлагает построить газопровод от Сахалина до центральной части Японии. Об этом заявил в четверг советник компании Сигэру Мураки в ходе форума «Россия – Япония: точки соприкосновения», проходящего в Токио.

По его словам, мощность трубы должна составлять 8 млрд кубометров при протяженности около 1500 км.

Затраты на строительство японский бизнесмен оценил в $3,5 млрд, отметив, что трубопроводный газ окажется для Японии более чем в два раза дешевле закупаемого сейчас сжиженного природного газа.

Япония — крупнейший импортер российского сжиженного газа. Потребление этого вида топлива в стране резко возросло после катастрофы на «Фукусиме-1».

В начале недели глава департамента маркетинга компании Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2», в рамках которого работает единственный на сегодняшний день в России завод по сжижению газа) Бернард Самуэльс в интервью журналу Blue Fuel говорил, что в 2014 году компания произвела 10,8 млн т СПГ. И 80% этих объемов закупила Япония.

Однако сжиженный газ значительно дороже трубопроводного.

В прошлом году поставки российского СПГ осуществлялись в среднем по цене в $788 за тонну ($579 за 1 тыс. кубометров). Для сравнения, средняя цена поставок «Газпрома» по трубам в Европу составляла $350–380.

«Но уже в феврале 2015 года, на фоне снижения цен на нефть, цена сжиженного газа снизилась до $614 за тонну ($451 за 1 тыс. кубов)», — рассказывает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

По оценкам эксперта, учитывая затраты на строительство газопровода и нежелание «Газпрома» терять доход, цена газа, поставляемого в Японию по трубе, в любом случае будет не ниже $400 за 1 тыс. кубометров.

Японцы начали говорить о прокладке трубы по дну Японского моря еще в 2014 году. Тогда, правда, речь шла о газопроводе от Сахалина до острова Хоккайдо (общая протяженность трубы — 1350 км), причем стоимость строительства оценивалась в $5 млрд. Причем предполагалось, что основную часть трубы будут строить японцы.

Но прокладка морского газопровода в Японию связана с серьезными рисками. «Это сейсмоопасный регион, — поясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Все исследования, которые проводились по поводу газовой трубы в Японию, завершались негативным заключением специалистов».

По словам Танкаева, на сегодняшний день просто нет надежных технологий для строительства морских газопроводов в сейсмоактивных зонах.

Японцы, впрочем, ранее заявляли, что современные технологии такое строительство позволяют. В качестве примера приводилась технология прокладки подводных тоннелей между японскими островами, которая уже успешно используется.

Но сейсмика — не единственное препятствие. Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач рассказывает, что в Японии фактически нет единой системы газоснабжения.

«Японский рынок построен на локальных сегментах, не связанных друг с другом, — поясняет эксперт. — В том числе, кстати, множество терминалов по приему СПГ, разбросанных по островам».

«Газпром» от комментариев отказался, но, по словам вице-президента Argus Вячеслава Мищенко, для российской монополии строительство газопровода в Японию не слишком привлекательно. Дело в том, что труба привязывает продавца к покупателю, в то время как поставки СПГ кораблями — более гибки. «Они более привлекательны с точки зрения стратегии и геополитики, — говорит Мищенко. — В любой момент «Газпром» может перенаправить потоки, что не получится сделать при поставках по трубе».

С другой стороны, именно СПГ-проекты в России сейчас испытывают определенные сложности.

Сергей Агибалов указывает, что из-за санкций, которые ограничивают российским компаниям доступ к западным рынкам капитала и технологиям, ввод в строй новых мощностей по сжижению газа («Газпром», например, планирует построить завод во Владивостоке) может как минимум отодвинуться по времени. В связи с этим трубопроводные проекты приобретают все большую актуальность.

Кстати, по словам Бернарда Самуэльса из Sakhalin Energy, Япония может отказаться от наращивания закупок российского сжиженного газа именно по причине рисков, связанных с СПГ-проектами.