Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Немцы прорвали блокаду Крыма

«Газета.Ru» разбиралась, как европейцы обходят санкции и посещают Крым

Юлия Калачихина 26.09.2014, 14:39
Лайнер Ocean Majesty noorwegen.tv
Лайнер Ocean Majesty

Крымские власти надеются, что заход в порт Ялты лайнера Ocean Majesty с немецкими туристами станет «прорывом и примером» для других западных компаний. «Газета.Ru» разбиралась, чем рискованный поступок может обернуться для экипажа, почему круизные лайнеры обойдутся без Крыма, а также как почти 50 иностранных судов работают в портах Крыма, несмотря на запреты.

Ocean Majesty стал первым в этом году западным круизным лайнером, рискнувшим зайти в Крым. Он плавает под португальским флагом, принадлежит греческой судоверфи Reederei Majestic International Cruises, но зафрахтован немецкой туристической компанией Hansa Touristik. Согласно информации о годовом расписании Ocean Majesty на греческом сайте, 10 сентября лайнер отправился в 14-дневный тур по Средиземному и Черному морям. 19 сентября лайнер должен был быть в Ялте, а 23 сентября — завершить круиз в Венеции. Согласно сайту marinetraffic.com, сейчас судно находится в Дурресе (Албания).

Представители Reederei и Hansa Touristik не ответили на запрос «Газеты.Ru».

«Немцы не такие пунктуальные»

Первым о заходе круизного лайнера Ocean Majesty в Ялту сообщило бывшее крымское отраслевое издание BlackSeaNews (BSNews), редакция которого сейчас переехала в Киев (16 сентября оно написало, что корабль направляется в Крым, а 17 сентября подтвердило свершившийся факт). В российских СМИ информация о европейском нарушителе появилась после того, как 21 сентября немецкая радиостанция NDR 90,3 рассказала о немецких туристах на крымском курорте.

«17 сентября с 10 до 1830 корабль Ocean Majesty под флагом Португалии был в Ялте. На нем было 226 членов экипажа, а также пассажиры — практически все граждане Германии, — подтвердил «Газете.Ru» Иван Яковенко, начальник пассажирского комплекса порта Ялты, отвечающий за прием круизных судов. — Как и у большинства лайнеров, у Ocean Majesty была дневная стоянка. Вечером теплоход отправился дальше».

«На борту лайнера были 436 туристов, из них на экскурсии по Ялте поехали 336 человек. Это достаточно хороший «выход», бывает, что экскурсии заказывают меньше 50% пассажиров, — рассказала «Газете.Ru» директор севастопольской турфирмы «Рамут-Севастополь-Тур» Светлана Очкуренко. — У немецких туристов было три тура: в Ливадийский дворец, Воронцовский дворец, а также в Алупкинский дегустационной зал, где они пробовали вина «Массандры».

По словам Очкуренко, туристы очень интересовались, как изменилась жизнь после того, как полуостров вошел в состав России.

«Конечно, мы были рады, что они приехали. У немцев особый интерес, готовность нарушить то, что другие пунктуально пока пытаются соблюсти», — сказала она.

«Это прорыв»

«Hansa Touristik связывались с нами еще в январе 2014-го, так как не были уверены, что состоится заход в Ялту, которая уже давно входит в их маршрут. Но в итоге они все-таки подтвердили поездку, — пояснила Очкуренко. — У немцев традиционно большой интерес к Ялте, и им невыгодно было заменять крымский курорт на какой-то менее раскрученный. Туристы в таком случае плохо покупают билеты, а значит, падает экскурсионная выручка».

Возможное падение доходов, кстати, не испугало другую немецкую турфирму Phoenix, чей лайнер Artania в апреле заменил заход в Ялту на румынский порт Констанца. «15 апреля в продажу поступили билеты на круиз Artania, а уже на 17 апреля был куплен 891 билет на экскурсию в Ялту (всего на борту были 1035 человек при максимальной вместимости 1260 пассажиров). В итоге они все-таки решили перестраховаться и вернули билеты назад, — вспоминает Очкуренко. — С апреля у нас фактически отменены все заходы круизных лайнеров, так что приход Ocean Majesty — это прорыв».

На то, что пример может стать заразительным, надеются и в Министерстве курортов и туризма Крыма. «Они (немцы) очень много общались с ялтинцами. Уверена, что когда они вернутся домой, то расскажут своим семьям и друзьям о нашем полуострове. Это позволит сформировать следующий поток иностранных туристов в Крым», — сказала глава регионального министерства Елена Юрченко, которая также назвала заход Ocean Majesty «прорывом».

В ялтинском порту настроены не столь оптимистично.

«Из европейцев на 2014 год было заявлено порядка 204 заходов, из них семь пришлось на лайнер Adriana (работает под флагом Сент-Китса и Невиса), который шел по маршруту Стамбул — Сочи — Ялта, но сейчас изменил его на Стамбул — Севастополь. Сейчас осталось порядка пяти неотказанных судов (английские и американские лайнеры), но их страны — сторонники санкций, так что вряд ли стоит их ждать», — считает Яковенко.

По словам Очкуренко, Adriana нельзя считать традиционным круизным лайнером, скорее обычным пассажирским судном, на котором турки ездят в командировки в Крым.

Чем рискует Ocean Majesty?

С российской стороны вопросов к Ocean Majesty нет. «Крым является территорией Российской Федерации, следовательно, там действуют правила государственной границы нашей страны. Заходы иностранных судов в крымские порты осуществляются в соответствии с российским законодательством», — сказали в пресс-службе Минтранса.

В то же время заходом в Ялту судовладелец, капитан и экипаж судна нарушили как минимум статью 332-1 Уголовного кодекса Украины (была внесена при принятии закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»). Согласно статье, члены экипажа судна, прибывшие на его борту в Крым, подпадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.

«Украину Ocean Majesty для себя в любом случае отрезали — теперь ни в один украинский порт они точно не зайдут», — сказал «Газете.Ru» главный редактор отраслевого журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.

С международной точки зрения — «все сложно». С одной стороны, 27 марта 2014 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, которая, в частности, призвала государства и международные организации, в том числе Международную морскую организацию (IMO), являющуюся структурой ООН, не признавать изменение статуса Крыма и Севастополя и воздержаться от действий, которые могут интерпретироваться как признание изменений этого статуса. А факт захода круизного лайнера с немецкими туристами теоретически может быть представлен как начало закрепления де-факто российского статуса Крыма странами — членами ЕС.

С другой стороны, IMO не является организацией, которая может наложить санкции. В свою очередь, «как такового запрета на заход европейских кораблей в крымские порты нет», сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Майя Косьянчич. В настоящий момент, согласно санкциям ЕС, в отношении Крыма запрещены новые инвестиции, финансирование, а также услуги страхования инфраструктурных и энергетических проектов. При этом в европейском санкционном списке компаний значатся Керченская паромная переправа, а также Севастопольский и Керченский морские торговые порты.

Черный список

Вообще первым пассажирским судном, зашедшим в порт Ялты в 2014 году, стал российский скоростной катамаран Sochi-2 (впервые он там появился 24 мая, а с 1 июня до 1 сентября курсировал по маршруту Анапа — Феодосия — Ялта — Феодосия — Анапа). Мониторинг за заходами кораблей в крымские порты осуществляют две группы местных энтузиастов — «Майдан иностранных дел» и BSNews, которые ежемесячно публикуют черный список судов. Основными данными для него являются сведения о судовладельце, поскольку по его государственной принадлежности, а не по флагу судна в морском сообществе принято называть суда, например, «турецкими», «греческими» или «итальянскими».

Согласно третьему, августовскому, изданию списка, «черную метку» получили уже 86 судов. Из них 38 русских, 22 турецких, 13 греческих, по два немецких, итальянских, румынских и сингапурских судна, по одному болгарскому, египетскому, панамскому, украинскому и эстонскому судну. Пассажирских среди них — 14, в частности, семь российских, три турецких и два греческих.

Чтобы лишний раз не «светиться», некоторые иностранные корабли стали выключать при подходе к крымским портам передатчики АИС (автоматизированная идентификационная система). «Естественно, они стараются маскироваться. Например, греческий балкер, который вывозил пшеницу в Иран, отключил все системы идентификации, проходя через Босфор в Черное море. А попался он только потому, что на обратном пути сел на мель в Дарданеллах», — рассказал Войтенко. Кроме того, некоторые стали переоформлять суда, меняя страну флага и название.

«Пока случаев, чтобы кого-нибудь в Европе отловили и наказали за заход в Крым, не было. Но большинство судовладельцев, наученные иранским опытом, не хотят ввязываться в крымскую историю», — отметил Войтенко.

Судоходные санкции

Республика Кипр после оккупации Турцией в 1974 году Северного Кипра объявила порты Фамагусты и Кирении закрытыми, а несанкционированный заход в них торговых судов — незаконным. Нарушители (капитан и судовладелец) подвергались угрозе уголовного преследования — им грозили штраф и тюремный срок до двух лет или и то и другое, пишет «Морской бюллетень».

Также известно, что Грузия в свое время отслеживала суда, заходившие в порты Абхазии, и по возможности их задерживала и штрафовала. В последнее время таких случаев зафиксировано не было, поэтому можно предположить, что Грузия урегулировала этот вопрос с Россией и Турцией, чьи суда задерживались чаще всего.

Хуже всего приходится судовладельцам в Иране. Согласно международным санкциям, их суда могут в любой момент быть задержаны в любой точке мира, если будет подозрение, что там провозится запрещенный товар. Кроме того, западным компаниям запрещено страховать их. Эксперты отмечают, что сложности с иранскими перевозками отпугнули большинство иностранных компаний, которым проще найти новых клиентов, чем ввязываться в схему дорогого лицензирования, а также рисковать попасть под санкции с высокими штрафами. Кроме того, большинство портов отказываются иметь дело с незастрахованными кораблями.

Примечательно, что после введения санкций большинство иранских судоходных линий сменили название, флаг и владельцев. По данным IHS за 2012 год, из 123 кораблей компаний, указанных в черном списке США, только 46 судов до сих пор принадлежат иранским компаниям и их «дочкам», тогда как 73 управляются фирмами из Мальты, Гонконга, Кипра, Германии и острова Мэн (еще четыре корабля затонули).

«Пока Украине не до ловли кораблей, чем некоторые судовладельцы пользуются. Но заходят в Крым они на свой страх и риск, так как большинство международных страховых компаний предупредили, что отвечать за такие корабли не будут», — отметил Войтенко.

Круизный сезон без Крыма

Эксперты сходятся в том, что круизный сектор потерю Крыма в черноморских маршрутах переживет.

Большинство компаний заменили Ялту и Севастополь на порты Турции, Румынии, Грузии и Болгарии или просто увеличили стоянку в некоторых традиционных крупных портах.

По прогнозу Cruise Market Watch, в 2014 году мировой рынок круизных перевозок вырастет в годовом исчислении на 2,3%, до $37,1 млрд, тогда как число пассажиров увеличится на 3%, до 21,6 млн человек. Крупнейшими игроками на рынке остаются американские Carnival Corporation и Royal Caribbean Cruises, а также норвежская Norwegian Cruise Line Holdings, на которые приходится почти 80% перевозок и 72% продаж. К 2018 году число пассажиров круизных лайнеров должно увеличиться до 24,1 млн человек. Самыми популярными направлениями остаются курорты Карибского бассейна (34,4%) и Средиземного моря (27,7%).

По данным министерства инфраструктуры Украины, в прошлом году морские порты Украины приняли 293 круизных судна. В Одессу зашли 106 круизных лайнеров и 81 тыс. пассажиров, Ялту — 109 круизных лайнеров и 78 тыс. пассажиров, Севастополь — 58 лайнеров и 23,5 тыс. пассажиров, Феодосию — 18 лайнеров и 3,5 тыс. пассажиров, по одному лайнеру посетили Евпаторию и Керчь. Всего на круизных судах в порты Украины прибыло 186,5 тыс. иностранных пассажиров (+30% по сравнению с 2012 годом). Чаще всего черноморский регион посещали туристы из Германии (23,2%), Великобритании (17,7%) и Италии (12,4%). Доля круизных туристов стран СНГ по черноморскому бассейну — 6,1%.